Как запускать стартап во время спецоперации?
Запуск бизнеса — всегда тяжело. А как насчет запуска бизнеса, когда страна объявляет [спецоперацию] и частичную мобилизацию? Бонус: ваша ЦА — удаленщики.
Все было хорошо
Небольшая предыстория. В августе 2021 года родилась идея сделать приложение по поиску, бронированию и оплате коворкингов. Тогда же протестировали спрос, собрали команду и начали создавать Take A Place. Подробнее о пути от идеи до выхода на рынок мы писали в этой статье.
К середине февраля сервис с начальным функционалом разработали, рекламу в Яндексе, Google и Facebook* настроили. Планировали запускаться 1 марта. Все было хорошо…
А потом началась [спецоперация]
После новостей команде понадобилось около двух недель, чтобы стабилизироваться. Нам помогали встречи с коллегами, замедленность в работе и поддержка от начальства.
Из-за событий решили отложить запуск приложения до 1 апреля
Причины две:
- Первое время после объявления [спецоперации] людям было не до коворкингов
- Команде понадобилось время, чтобы вернуться в продуктивное русло
Но не только общее ментальное состояние играло против нас. Из России начали уходить бренды и сервисы. Напомним, мы настроили рекламу в Google, Facebook* и Instagram*. Оставалось только положить деньги на аккаунты и можно было включать рекламу.
Но 4 марта из РФ ушел Google Ads, а 5 марта — Instagram* и Facebook*.
Поэтому мы пересмотрели маркетинговую стратегию: добавили кампаний в Яндекс, настроили с нуля рекламу ВКонтакте. Остальная команда тоже занималась делом и «допиливала» приложение.
* Instagram и Facebook — запрещены на территории РФ и принадлежат компании Meta, которую признали экстремистской на территории РФ
Все-таки мы запустились
В последние дни марта разработчики выложили последнюю версию приложения в AppStore и Google Play. А утром 1 апреля начали работать Яндекс.Директ и ВК Реклама.
Мы не хотели сразу захватить рынок и влить миллионы в рекламу. Наша задача — получить небольшой трафик, чтобы протестировать работу системы и оптимизировать маркетинговые каналы.
Поэтому команда радовалась первым скачиваниям и первым клиентам, анализировала их поведение в UXCam’е и искала баги в приложении.
Мы проделали большую работу, впереди предстояло сделать еще больше.
Звучит как заключение, но это только половина статьи. Продолжаем 👇
Побочная преграда — сезонность
К середине июня все было прекрасно:
- Команда продукта за 2 месяца выявила слабые места в сервисе и передизайнила половину приложения
- Разработка находила баги и оперативно их исправляла, параллельно оптимизируя работу системы
- Маркетологи совершенствовали имеющиеся маркетинговые каналы и тестировали новые
Мы обязательно напишем о каждом из процессов отдельную статью, но пока вернемся к теме
1500+
Но с конца июня скачивания стали снижаться, а брони упали на 70%.
Причина? Тот самый «Не сезон».
Обратились к классикам, решили, что «Время лечит» и сконцентрировались на дополнительных функциях приложения. За два месяца сделали абонементы, скидки, промокоды, отзывы, опрос о причине отмены брони, собрали и добавили больше информации о коворкингах
Довольные работой ждали возвращения людей в коворкинги.
Все было хорошо [2]
С середины августа количество установок и заказов увеличивалось. В цифрах, по сравнению с летним периодом:
на 30%
выросли установки приложения
в 4 раза
выросло число заказов в день
Команда рады, клиенты рады. Кажется, мы приблизились к тому идеальному сценарию, который рисовали в голове перед запуском.
А потом началась частичная мобилизация
В первую неделю после 21 сентября не было заказов. Вообще. Команда «переваривала» новость примерно столько же, параллельно перекраивая планы на жизнь.
С начала октября бронирования возобновились, чаще их оставляли девушки. Но из-за просадки рынка достичь прежних объемов не удавалось.
В октябре мы остановили расходы на маркетинг и стали думать.
Что дальше?
Мы создали сервис по поиску, бронированию и оплате коворкингов Take A Place, который по функционалу лучше зарубежных аналогов.
Поэтому решили выходить на новые страны с готовым приложением
Сейчас наша команда находится на этапе анализа рынка, стран, конкурентов. Также мы постепенно привлекаем seed-раунд инвестиций для масштабирования и поиска Product Market Fit.
В России приложение Take A Place продолжает работать. Несмотря на остановку рекламных кампаний в Яндексе и ВК, из-за органического роста к нам продолжают приходить новые клиенты. А старые пользователи приложения все еще активно бронируют коворкинги через нас. Поэтому работы над приложением не остановились. Например, сейчас мы разрабатываем реферальную программу и бонусную систему, дальше в планах тестирование новых гипотез.
Дальше — больше :)