Как запускать стартап во время спецоперации?

Запуск бизнеса — всегда тяжело. А как насчет запуска бизнеса, когда страна объявляет [спецоперацию] и частичную мобилизацию? Бонус: ваша ЦА — удаленщики.

Как запускать стартап во время спецоперации?

Все было хорошо

Небольшая предыстория. В августе 2021 года родилась идея сделать приложение по поиску, бронированию и оплате коворкингов. Тогда же протестировали спрос, собрали команду и начали создавать Take A Place. Подробнее о пути от идеи до выхода на рынок мы писали в этой статье.

К середине февраля сервис с начальным функционалом разработали, рекламу в Яндексе, Google и Facebook* настроили. Планировали запускаться 1 марта. Все было хорошо…

А потом началась [спецоперация]

После новостей команде понадобилось около двух недель, чтобы стабилизироваться. Нам помогали встречи с коллегами, замедленность в работе и поддержка от начальства.

Из-за событий решили отложить запуск приложения до 1 апреля

Причины две:

  1. Первое время после объявления [спецоперации] людям было не до коворкингов
  2. Команде понадобилось время, чтобы вернуться в продуктивное русло

Но не только общее ментальное состояние играло против нас. Из России начали уходить бренды и сервисы. Напомним, мы настроили рекламу в Google, Facebook* и Instagram*. Оставалось только положить деньги на аккаунты и можно было включать рекламу.

Но 4 марта из РФ ушел Google Ads, а 5 марта — Instagram* и Facebook*.

Поэтому мы пересмотрели маркетинговую стратегию: добавили кампаний в Яндекс, настроили с нуля рекламу ВКонтакте. Остальная команда тоже занималась делом и «допиливала» приложение.

* Instagram и Facebook — запрещены на территории РФ и принадлежат компании Meta, которую признали экстремистской на территории РФ

Все-таки мы запустились

В последние дни марта разработчики выложили последнюю версию приложения в AppStore и Google Play. А утром 1 апреля начали работать Яндекс.Директ и ВК Реклама.

Архив, 1.04.22. Дизайнер Захар и маркетолог Катя радуются запуску приложения
Архив, 1.04.22. Дизайнер Захар и маркетолог Катя радуются запуску приложения

Мы не хотели сразу захватить рынок и влить миллионы в рекламу. Наша задача — получить небольшой трафик, чтобы протестировать работу системы и оптимизировать маркетинговые каналы.

Поэтому команда радовалась первым скачиваниям и первым клиентам, анализировала их поведение в UXCam’е и искала баги в приложении.

Мы проделали большую работу, впереди предстояло сделать еще больше.

Звучит как заключение, но это только половина статьи. Продолжаем 👇

Побочная преграда — сезонность

К середине июня все было прекрасно:

  • Команда продукта за 2 месяца выявила слабые места в сервисе и передизайнила половину приложения
  • Разработка находила баги и оперативно их исправляла, параллельно оптимизируя работу системы
  • Маркетологи совершенствовали имеющиеся маркетинговые каналы и тестировали новые

Мы обязательно напишем о каждом из процессов отдельную статью, но пока вернемся к теме

1500+
количество установок приложения к середине июня

Но с конца июня скачивания стали снижаться, а брони упали на 70%.

Причина? Тот самый «Не сезон».

Обратились к классикам, решили, что «Время лечит» и сконцентрировались на дополнительных функциях приложения. За два месяца сделали абонементы, скидки, промокоды, отзывы, опрос о причине отмены брони, собрали и добавили больше информации о коворкингах

Довольные работой ждали возвращения людей в коворкинги.

Все было хорошо [2]

С середины августа количество установок и заказов увеличивалось. В цифрах, по сравнению с летним периодом:

на 30%
выросли установки приложения

в 4 раза
выросло число заказов в день

Команда рады, клиенты рады. Кажется, мы приблизились к тому идеальному сценарию, который рисовали в голове перед запуском.

А потом началась частичная мобилизация

Как запускать стартап во время спецоперации?

В первую неделю после 21 сентября не было заказов. Вообще. Команда «переваривала» новость примерно столько же, параллельно перекраивая планы на жизнь.

С начала октября бронирования возобновились, чаще их оставляли девушки. Но из-за просадки рынка достичь прежних объемов не удавалось.

В октябре мы остановили расходы на маркетинг и стали думать.

Что дальше?

Мы создали сервис по поиску, бронированию и оплате коворкингов Take A Place, который по функционалу лучше зарубежных аналогов.

Поэтому решили выходить на новые страны с готовым приложением

Сейчас наша команда находится на этапе анализа рынка, стран, конкурентов. Также мы постепенно привлекаем seed-раунд инвестиций для масштабирования и поиска Product Market Fit.

В России приложение Take A Place продолжает работать. Несмотря на остановку рекламных кампаний в Яндексе и ВК, из-за органического роста к нам продолжают приходить новые клиенты. А старые пользователи приложения все еще активно бронируют коворкинги через нас. Поэтому работы над приложением не остановились. Например, сейчас мы разрабатываем реферальную программу и бонусную систему, дальше в планах тестирование новых гипотез.

Дальше — больше :)

38
23 комментария