Отдел продаж: сколько стоит?
Делегировать или строить самому?
Допустим, у вас есть онлайн школа. Твердый продукт или линейка из 2-3 продуктов со средним чеком от 15 тысяч. Вы выстроили лидогенерацию. И вышли на оборот от 600 тысяч в месяц. Вы стоите на пороге роста вашей школы. Нужен ли отдел продаж? Как понять?
У вас отлажена лидогенерация. Ваша цель - рост, одна беда - обрабатывать вашу базу не кому.
Вебинар у вас идет 3 раза в неделю, каждый раз к вам на вебинар регистрируется 100 лидов. Доходит до вебинара 30 человек, сами совершают покупку 2-4 на каждом вебинаре. А вот с оставшимися 26-28 людьми никто не работает. Т.е. вы греете рынок и не можете ни увеличить лидогенерацию, ни допродать кому-то из 26 лидов. Что делать?
И ещё вопрос - строить самому или делегировать построение отдела продаж?
Какие инвестиции потребуются на этапе построения и запуска отдела продаж:
1. Деньги.
Построение отдела продаж внутри компании— дорогой долгосрочный проект ( от 3-4 месяцев), без инвестиций тут никуда.
Если вы строите своими руками, то будьте готовы к вложениям.
1) Стоимость подбора.
Размещение на 7-10 каналах от 4600 до 14 000.
Стоимость услуги по подбору у HR 50 000.
Итого: 14 000 - 50 000 в первый месяц.
2) Стоимость подбора РОП
Размещение на 7-10 каналах от 4600 до 14 000
В случае самостоятельного подбора необходимо учесть так же время на подбор и ошибки в подборе
РОП не линейный специалист, подбирается сильный РОП в несколько этапов собеседования, бизнес игры, практические кейсы. Кроме этого нужно, заложить в затраты поиск нового РОП, если кандидат не справляется
Стоимость услуги по подбору у HR 200 000
3) Формирование системы управления в отделе продаж
Можно нанять опытного тренера, который сможет помочь настроить систему управления в отделе продаж от 180 000 рублей
Можно воспользоваться услугами консультанта 300 000 - 400 000 рублей
Это будет только консультация и сопровождение, всю работу собственник проводит сам
Сразу отвечу на вопрос - нет, РОП не построит систему в отделе продаж. Он физически не сможет качественно выстроить все процессы и одновременно качественно осуществлять управление отделом продаж
Кроме того, редкий РОП настолько опытен, чтобы понимать не только разную специфику бизнеса, но и различные тонкости в формировании управления в отделе продаж и знать как можно решить их наиболее выгодно для собственника
4) Стоимость организации рабочего места.
Зависит от тарифов и особенностей потребности школы. Возьмем по средним тарифам, на команду 2-3 человека и достаточным для страта функционалом.
CRM Битрикс 24 - 5999 в месяц
IP-телефония Zadarma - 1800 в месяц
Месенджер Wazzup - 3000 в месяц
Плюс оплата минут по тарифам.
Итого: 11 000 - 15 000 рублей в месяц.
5) Стоимость обучения.
Покупка тренинга от 15 000 на каждого менеджера, можно со скидкой, однако пострадает качество.
Найм тренера - от 85 000, хорошего тренера от 180 000.
*В начале много менеджеров будет уходить и меняться.
Итого: 15 000 - 85 000 на одного менеджера.
6) Бюджет на заработную плату менеджера.
В среднем - 20 - 25 000 в месяц на 1 менеджера. Это оклад. При продажах появятся % и бонусы
Лучше брать с перевесом в сторону большего оклада в первые 3 месяца. Это срок, за который менеджер выходит на стабильные продажи.
Итого: 25 000 на одного менеджера в первый месяц.
Общий итог: 249 600 - 775 000 рублей в первый месяц. Эту суммы мы умножаем на 6-8 месяцев. В такой срок отдел продаж выходит на доходность. Средняя итоговая сумма составит 2 712 500 рублей
Если вы привлекаете консультантов, введения в должность, замены в случае неподходящего результата, обучения и контроля уже заложена в стоимость услуги. Дополнительные затраты будут связаны только с настройкой рабочего места менеджера.
2. Время
Если вы берете все задачи по построению отдела продаж на себя, то это займет, в среднем, от 4 до 6 часов ежедневно.
Процесс построения и вывода на результат отдела продаж с консультантом занимает от 4 до 6 месяцев.
Но когда строишь в первый раз и допускаешь ошибки, то стоит рассчитывать на срок от 18 до 24 месяцев (из опыта наших клиентов)
Итого: берем 21 день в месяц (если у вас есть выходные) по 6 часов = 126 часов в месяц. За 18 месяцев таких дней будет 378.
126х378= 47 628 часов
Теперь возьмите стоимость вашего часа, умножьте на 18 месяцев. На старте стоимость часа может быть 500 рублей. Если у вас уже есть оборот, то от 2000 и более.
Это сумма, которую вы заплатите за отдел продаж. В это время вы не занимаетесь ни продвижением, ни статегией, ни продуктом, т.е. вы теряете ещё и в этом
Итак, самый большой риск, который есть при самостоятельном построении отдела продаж - это риск потерять время и деньги.
Не какая-нибудь мифическая вероятность, а практически стопроцентная возможность попасть на двойные потери ресурсов.
Вы не только тратите время на отработку ошибок, но и упускаете месяцы, которые могли бы потратить, совершенствуя бизнес и развивая новые форматы.
Поэтому если вы не планируете строить отделы продаж каждый день, то куда разумней доверить эту функцию профессионалам. И окупить вложенные средства в ближайшее время, ведь вы наконец можете заниматься тем, что у вас получается лучше всего — бизнесом.
А как у вас обстоят дела с отделом продаж? Строите сами или доверяете профи?
Юлия, после этой статьи отпало всякое желание кому-то делегировать построение отдела продаж...
Вы поставили условие, оборотка от 600к и 15к средний чек. Получаем следующее (по минимуму): 600к/15 = 40 продаж в месяц, далее 40/21 рабочий день = 2 продажи в день (округлим). Вопрос к вам первый - зачем тут в штате 2-3 человека, если тут одного выше крыши? Он и так будет сидеть большую часть дня болт под столом пинать. Даже если у нас продаж будет в 2-3 раза больше, там достаточно одного сотрудника.
Едем дальше. Зачем нам штатный сотрудник, если на такие мизерные продажи можно взять удаленно человека? Стол, стул, компьютер и интернет у него уже дома есть.
Ну, ок, телефонию мы ему подключим. Битрикс зачем платный тариф на такой объем? Тут вполне и бесплатным можно обойтись (у нас же не огромный колл-центр).
Какой найм тренера, курсы... вы о чем? Деньги девать некуда, отдайте их мне, я найду им применение! )) Мы же не дурачков набираем неопытных. Берем уже опытного продажника с рынка труда, который умеет общаться с клиентами и знает техники продаж и борьбы с возражениями...
В общем, ваше предложение похоже на предложение купить бентли, чтобы шлакоблоки на нем из пункта А в пункт Б возить! Это не рентабельно и не логично.
Уважаемый, Сергей Сальников
Спасибо, вам, за комментарий!
Я поняла, что нужно подсветить в статье, что бы, более четко донести свою мысль
Хочу ответить, вам, по пунктам
1. Стратегия была на рост, в статье раскрыла ситуацию более ярко. Задача не делегировать, а построить отдел продаж, что бы масштабироваться.
Задача стоит не обрабатывать текущую базу, а расти
2. Если задача стоит просто обработать базу, я с вами соглашусь, при этом нужно понимать, что сильный внешний отдел продаж не возьмется за малый объем, а небольшой колл центр может не принести желаемого результата
3. В настоящий момент у битрикс нет бесплатного предложения. При этом вам понадобится инструмент, чтобы хотя бы минимально автоматизировать обработку лидов: история лида, месседжер, напоминания.
Для этого нужен хотя бы минимальный пакет в срм системе
4. Абсолютно согласна с вами, по поводу тренера - на этом этапе он не доступен и неподъемен, однако менеджеров нужно учить.
Грустно понимать, что сейчас большинство собственников живут установкой, что наймут опытного продажника. К сожалению рынок труда зачастую не отвечает взаимностью и даже, если вам повезет найти толкового менеджера, вам предстоит:
- правильно ввести его в должность
- обучить продавать ваш продукт
- менеджеру на практике нужно будет сформировать навык продаж конкретно вашей целевой аудитории, столкнуться с их страхами, возражениями, только после этого он будет хорошо продавать ваш продукт
Всё это легче делать в системе, где есть методическая база, отстроено обучение продажам и обратая связь, есть описание целевой аудитории, есть сценарий звонка, есть прозрачная система мотивации, книга продукта, четкий план и отчет - то, что помогает менеджеру выйти на оборот
Вы как собственник подсветили на какие моменты мне нужно обратить внимание в статье, ещё раз благодарю вас за такой развернутый комментарий!
Уважаемый, Сергей Сальников