22 совета, если заблокировали карту, а вы не в России. Как я вернул 200 000 и получил компенсацию от банка
Недавно я попал на жесткую блокировку карт, счетов и приложения в Альфа-Банке. Мне было отказано в разблокировке онлайн, хотя банк знал, что я нахожусь в Тайланде. Писал об этом статью, которая только за первый день набрала 15 400+ просмотров и 260+ комментариев. В результате АБ вышел на связь, счета разблокировал и в виде компенсации оплатим месяц моего кредита. Приятно. Прочитать статью можно здесь.
Теперь, по горячим следам рассказываю свой опыт, что нужно обязательно сделать до блокировки, в момент блокировки и после нее, если она случилась.
До блокировки
Всякое может быть, так что лучше заранее быть готовым
- При любом переводе с карты на карту вы должны знать полное ФИО получателя. Без этого вы просто не пройдете дальше, квест будет не засчитан, а сохранение в России загружать не всегда хочется. Так что, при всяких P2P перед переводом уточняйте на всякий случай это. Потом будете бегать за мерчантом.
- Помнить свое кодовое слов. Поразительно, но встречал комментарии, где человек агрится на банк, потому что не может назвать кодовое слово, придуманное 8 лет назад. На память свою стоит злиться в такой момент.
- Все документы иметь в облаке: паспорт, билеты, договор аренды квартиры и т. д.. Вот, что с меня запросил Альфа-Банк, когда заблокировал счет:
4. Обзаведитесь SIP-телефонией. Вам предстоит много общаться с банком, если заблокируют. Ничего не стоит просто положить 500 рублей на ту же Zadarma и пусть лежат. Да и могут пригодятся для звонков на родину. Помните: звонок на 8 800 бесплатный для жителей РФ. То есть с SIP-телефонии тоже бесплатно. Я потратил около 90 минут в общей сложности за 2 недели на общение с разными отделами АБ. С сотового это было бы крайне дорого.
5. Еще вам пригодится SIP-телефония, чтобы записывать разговоры с банком. Запись такого разговора очень будет полезна при блокировке. Если вы «на финансовой массе» и решили звонить с телефона, то звоните с Android, он пишет звонки (убедитесь в этом заранее)
6. Если у вас МТС или Мегафон, то поставьте себе приложение этого оператора, чтобы принимать звонки через WiFi или мобильный интернет. У МТС — это МТС-Коннект, у Мегафона — eMotion. Они также позволяют записывать разговоры и звонить внутри сети. Еще можно купить виртуальный номер, но у моего региона нет в списке
7. Установите VPN-наоборот. Это когда у вас VPN имеет сервера на по всему Миру, чтобы вы сидели в РФ в IG и других сайтах, а чтобы из другой страны могли зайти на ГосУслуги, Налог.рф, сайт банка и т.д. Например, UrbanVPN, Russia VPN или развернутый через Open VPN сервак. Кстати, Zadarma работает через оператора Новофон, который без такого VPN просто не звонит )).
8. Если у вас СберБанк — пройдите распознование по голосу и лицу. Тогда, в случае блокировки операции, вам нужно будет внутри приложения позвонить роботу, сказать два раза «Да» и ваша операция пройдет дальше.
9. Сделайте генеральную доверенность на родственников, но как показал мой случай — она ничего не гарантирует: мне отказали в разблокировке через моего отца и гендоверенность на него.
10. Ну и рекомендуют сохранять все чеки, договоры, выписки по операциям по карте. Но, вы понимаете, что это не реально, а вот сделать договор займа, дарения, оказания всегда можно. Хоть от-руки написать и предоставить банку — законом не запрещено.
11. Обзаведитесь счетами и картами в разных банках и гоняйте небольшие суммы через один банк. Плюс, старайтесь все-таки расплачиваться где-то еще этими картами, счетами. Банки не любят транзитников. Всегда можно заплатить за интернет, телефон, цветы маме заказать с разных карт, показав тем самым жизнедеятельность.
В момент блокировки
Вот и вас настигла эта участь и дальнейшие действия очень сильно зависят от банка. Я приведу возможные сценарии и ряд мер по подготовке к ним.
- Не паниковать, если вы не злостный отмыватель черного нала за нелегальную перевозку людей через границу. Если вы уверены в своих силах, у вас +- чистые помыслы, то вам нечего переживать.
- Сразу же отключите Numbuster, GetContact и прочие блокировщики спама. В моем случае, какая-то из этих программ «зарезала» звонки КЦ Альфа-Банка и мне приходили смс, что заблокирован звонок с рекламными целями, но звонков пропущенных я не видел, а уведомления СМС отключил (кто их вообще шлет в 2022? — только спам).
Пробиваем номер телефона и, как это ни странн, АБ пытается вам дозвониться
Проблема в том, что в момент блокировки банк пытается вам дозвониться, так как система определила операцию, как подозрительную. А вы не берете трубку. Ситуация становится еще более подозрительной.
3. Связываемся с банком и адекватно общаемся. Это залог успеха, друзья! Возможно, вам снимут блокировку сразу же после звонка и предоставления всей информации. А возомжно случится как у меня: полный блок и запрос на предоставление кучи информации. Но это тоже может означать, что вы просто «попали под замес» системы и есть шанс спокойно все решить.
К сожалению, чаще, я вижу кучу хэйта, агрессии в адрес банков, слюней про закон, органичение свобод и прочее. Да, да, да, возможно вы правы. Но, сорян, мы живем в несколько другой стране — здесь (как и много где в Мире) люди решают вопросы с людьми. И есть вы ведете себя, как му*ак, то и желание окружающих вам помогать сводится к нулю. Вам оно нужно? Зачем лезть в бутылку?
Немного опишу мое понимание банковской системы, с которой я сталкивался по роду деятельности и общался один на один с ни одним директором банков. Поверьте, им вообще нелегко. Особенно региональным.
Итак, чтобы вы понимали: над ними стоит ЦБ и не только. Все они постоянно проверяют банк, влепляет штафы, грозятся отозвать лицензию за любой прокол. Даже если это не вполне законно, а просто указание еще свыше ЦБ (который тоже исполняет чьи-то приказы). Так вот, банк должен показывать тем, кто свыше, что делает всё, что они хотят, только не отбирайте лицензию и не лишайте тысячи людей работы. Но в тоже время он пытается хоть как-то поддерживать лояльность клиентов.
Поэтому выбирая между клиентами и лицензией (тысячами своих сотрудников и будущего компании) банк всегда выберет лицензию. Это логично. Но да, появляются случаи, когда вас замесила машина, как это произошло со мной, когда заблокировали мои карты, счета и приложение.
Поэтому выбирая между клиентами и лицензией (тысячами своих сотрудников и будущего компании) банк всегда выберет лицензию. Это логично. Но да, появляются случаи, когда вас замесила машина, как это произошло со мной, когда заблокировали мои карты, счета и приложение.
Но у вас есть шанс.
Критически важно — получить максимальный охват. Как? Да как обычно: кликбейтный заголовок. Обратие внимание на заголовок, в моей статье (в обеих). Это и называется клик-бейт, который хочется кликнуть. Охват поможет ускорить решение вопроса, так как никому не нравятся репутационные риски.
5. Распространите вашу статью во всех соцсетях, пусть первыми читателями станут ваше окружение. Я разместил статью в своем блоге, в IG и скинул в личку друзьям. Они и стали ее сеять, а алгоритмы VC.ru сделали свое дело.
6. Как только появится представитель банка (а он обязательно появится), обсудите с ним все детали в личных сообщениях. Уверен, если вы адекватны и +- благонадежны, ваш вопрос решится. Потом не забудьте вернуться и отписаться в статье о результате. Это справедливо.
Если вопрос не решился и отказываются разблокировать удаленно
Теперь можно начинать жеские действия, но предварительно оцените риски и расходы (стоит ли игра свеч)
- Писать заявление об отсутсвии оснований для блокировки в банк. Как по мне, так слабая мера, но попробовать стоит. Ваше заявление обязаны рассмотреть, обозначив срок рассмотрения и выдать вам бумагу о том, на каком основании отказываются разблокировать счета.
- Подать жалобу на неправомерность действий банка. С бумагой, которую вы получили выше (или не получили, что тоже стоит отметить в жалобе) можно отправить жалобу в 3 инстанциях:
1. Роспотребнадзор
2. Центральный банк
3. Прокуратура
Вот здесь неплохая статейка о том, как правильно составлять жалобу и куда писать. У меня, слава Б. до этого не дошло, но в закладочках лежит. - Подать в суд на действия банка. Мой адвокат берет 150 000 за 1 дело с 3 походами в суд. Каждый последующий поход еще +15 000. Даже если вы выиграете дело, то обычно, возместить полностью расходы не получается, максимум 50%, поэтому я потреряю минимум 75 000. В моем случае, на карте зависло 200 000, что в целом нормальная сделка. Если у вас дешевле адвокат или ваше личное время, то все равно посчитайте перед запуском процессов. Google Sheets в помощь.
- Подать в суд на себя. Если счета не заблокированы по 115 ФЗ, то с них могут списываться деньги. Ваша супруга подала на вас в суд, дело ушло, потом приняли мировое соглашение по которому вы обязуетесь возместить 200 000, вы не возместили — дело ушло приставам, а они уже изымут со всех счетов. Жестко, долго, муторно. Но все зависит от суммы, которую у вас заморозили.
- Вернуться в РФ и закрыть счет. Самый топовый совет, не благодарите. :) Но, иной раз просто можно подзабить на ситуацию и в очередной визит в РФ закрыть счет. Правда, раз вы читаете эту статью, то это не ваш случай. Тогда посчитайте все расходы (см. п 3 и 4) и оцените стоит ли оно того.
В завершении
Я искренне хочу верить, что адекватность, уравновешанность и мирные намерения помогают в решение подобных ситуаций. Ни знание закона, громкий голос и сильный мат, а человечность. Если вы открыты к диалогу и доброжелательны, то люди по ту сторону телефона или монитора будут пытаться вам помочь просто потому что вы хороший человек. И они тоже, просто немного заложники обстоятельств и давления сверху.
В моем случае, менеджеры коллцентра не смогли помочь, а вот статья на VC.ru и PR отдел помог. Очевидно, что я стал жертвой работы системы, которая может перемолоть любого. Но это не значит, что бы должны лечь и лежать. Действуте. Спокойно, уверенно, доброжелательно.
Удачи всем, будет круто, если дополните в комментариях свои советы, я добавлю их в статью с указанием автора.