«Потребительский терроризм»: как я столкнулся с этим явлением, личный опыт и мое отношение
Спустя 8 лет развития бизнеса в сфере загородного девелопмента и строительства почувствовал на своей шкуре, что такое «потребительский терроризм», рассказываю.
Более 4 лет назад был у меня клиент, он купил готовый дом. Все общение было стандартным, показ, бронь объекта. Во многом этому клиенту пришлось пойти на встречу. Ему понадобились дополнительные три месяца для покупки, не было первоначального платежа – пошли на встречу и помогли с документами в банк. Клиент начал жить в доме, не сказать что он был слишком назойливым, но все же были неприятные истории: сломал в общем колодце кран, не сознавался в этом, после чего еще был недоволен тем почему в доме не работает вода, приехали, починили, не сказали и слова. Снова залез в колодец, открыл кран в соседний дом, отчего его затопило зимой в мороз, снова закрыли глаза – как говорится, «не пойман не вор». Через пару лет купил у нашего клиента соседний дом со своими родственниками, стало быть все нравилось. Претензий по качеству четыре года от него не было. И вот по прошествии более чем четырех лет узнаю, что он подал в суд. Никаких предварительных звонков, претензий, совсем ничего, ни одного сигнала.
Кто-то надоумил придумать повод и обратиться в суд, после более чем 4 лет проживания. Предоставили какую-то сомнительную экспертизу, придумали дефекты, не приглашали на осмотр, на экспертизу. Просо подготовили документы и отправили в суд.
Стало понятно, что непорядочный человек пытается нажиться за чужой счет. Никогда я не прятался от своих клиентов, никогда не бежал от их недовольства, всегда стараюсь отнестись с пониманием к любой проблеме и вопросу, даже если нет дефектов, недостатков и прочего, просто понимаешь, что для многих дом, это что-то новое, непонятное и не все понимают как с этим обращаться, как в нем жить. Бывает, кто-то злоупотребляет твоей добротой и открытостью, но таких не много, я отношусь философски к ним, их наличие не повод менять свое отношение ко всем остальным клиентам и людям в целом.
Не стал звонить этому «клиенту», стало неприятно от всей ситуации, да и не было в этом смысла, если человек ищет не решение проблемы, которой нет, а сочиняет повод для своей махинации, то о чем с ним говорить. Долгий процесс, что конечно неприятно. В процессе разбирательства этот «покупатель» звонил всем соседям, пытался настроить их против нас, подговаривал присоединиться к претензии. Никто не поддержал, более того позвонили мне и предупредили об этом, выразили поддержку и недовольство всей ситуацией, действиями соседа.
Суд мы выиграли.
Какой вывод из всей этой ситуации. Не столько задевает сам иск, непорядочное поведение отдельных лиц сколько такое явление как примитивное и необдуманное желание одних нажиться за счет других. Такой иск — это не просто судебное разбирательство, это попытка запачкать твое имя, имя команды и компании.
Потребительский терроризм как явление мешает добрым началам, мешает бизнесу. Он создает атмосферу недоверия, между продавцами и покупателями, клиентами и подрядчиками. Закон о защите прав потребителей чрезмерно поощряет подобное явление и лишает защиты добросовестного предпринимателя. Он не ставит в равные условия стороны. Недобросовестный «клиент» не несет ответственность за свои ложные претензии, он не боится ответственности и последствий. Порой атака потребительского террориста может закончится банкротством компании, а это труд многих людей, достаток десятков, сотен семей, чье-то загубленное время, усилия, репутация.
Нужны реформы законодательства в этом вопросе. Такой «террорист» должен нести ответственность, серьезные и соразмерные последствия своим умышленным и вредным действиям. Когда имел свой небольшой бизнес юридических услуг, сталкивался с толпами мошенников, которые обманывали страховые компании, пользуясь законом о защите прав потребителей. В Татарстане это приобрело такой масштаб, что коэффициент страхования был если не самый высокий, то одним из самых высоких в стране. Таких шаек работало десятки, может сотни по Республике, а наказание понесли единицы (да и само наказание было не существенным) .
Я бы значительно увеличил ответственность недобросовестного заявителя и ограничил размер ответственности в части штрафов, неустоек для предпринимателей, организаций, которые относятся к малому бизнесу, используют упрощенные системы налогообложения.
Если кто-то решится нажиться за чей-то счет, он должен помнить, что становится частью грязной системы, и придет время, когда и он пострадает от действий подобных ему. Мы сами должны очищать общество от подобных паразитов, говорить о неприемлимости лжи, обмана, недобросовестности. Честное и надежное поведение должно быть нормой. Слово должно стоить дороже любых денег. Тогда мы будем жить в обществе, которому не нужны будут горы бесполезных законов и условных наказаний, где люди смогут сами организовать свое благополучие. Это не простой и долгий путь, но это путь правды, только он может привести общество и отдельных ее членов к процветанию и благу.
Друзья, расскажите о своем отношении и опыте, если приходилось иметь дело с потребительским терроризмом, в качестве работника или предпринимателя. Будет интересно узнать об этом.
Пройдите опрос, соберем статистику.