Как мы решали вопрос оценки сотрудников в IT-компании
Оценка качества работы сотрудника — в нашем случае это своевременное получение обратной связи от менеджеров о работе специалистов для выявления точек роста. Поэтому мы разработали модуль рейтинга, который встраивается в Битрикс24.
Преимущества:
1. Внутренний инструмент портала Б24, без кастомизации ядра
2. Сбалансированная система рейтинга оценок
3. Учет прав доступа
4. Аналитика (отчёты, графики, средние показатели)
Зачем нужен?
В компании каждый сотрудник имеет свой опыт и знания, которые нужны для решения задач. Соответственно, необходимо, чтобы оценка персонала осуществлялась комплексно, с изучением особенностей конкретного трудового процесса.
Как понять, соответствует ли сотрудник заявленным знаниям и опыту, как он справляется с задачами?
Прием сотрудника на работу и пройденное собеседование не всегда показатель того, что специалист будет соответствовать требованиям. Только в процессе совместной работы можно выявить, насколько тот или иной специалист подходит компании.
С помощью оценки персонала можно более грамотно выстроить отделы и эффективно распределить работу между специалистами.
Сотрудник, который знает, что его оценивают по определенным критериям, будет стараться соответствовать им. Таким образом увеличивается производительность и исполнительность.
Если несколько специалистов, которые ставят задачу сотруднику, подсвечивают одни и те же слабые стороны — это повод подтянуть знания или личностные качества и улучшить качество работы специалиста.
В нашем случае мы сделали модуль рейтинга сотрудников, который “прикручивается” непосредственно к задачам.
Опросник двусторонний. Постановщик оценивает исполнителя, а исполнитель может оценить постановщика. После завершения работ постановщик должен ответить на ряд вопросов, без данного отзыва закрыть задачу не получится. Оценка постановщика не обязательна, но исполнитель может отметить, насколько понятно и четко была сформулирована задача.
Для того, чтоб сформировать мнение об исполнительности сотрудника, нужно рассмотреть несколько аспектов:
- Время
- Коммуникация
- Результат
- Общее отношение к задаче
С нашей точки зрения — это самые важные факторы. Но, конечно, при необходимости можно рассмотреть и другие показатели.
- Время. Важный показатель, влияющий на рентабельность проекта. Нужно учитывать, насколько время выполнения задачи различается в ту или иную сторону от проданного времени.
Предварительная оценка времени помогает программисту ещё до начала работ накидать алгоритм действий, а менеджеру предвидеть возможные срывы сроков и подключить старшего специалиста для консультации.
2. Коммуникации. Немаловажный показатель, ненадлежащее качество которого может привести к негативным последствиям. Частая практика, что молодые сотрудники боятся сказать о трудностях, иногда опытные специалисты этого боятся не меньше. Плохая коммуникация приводит к увеличению срока выполнения задачи. Более критичная ситуация, когда остается меньше 1/3 времени на выполнение задачи, и менеджеру сообщают практически в дэдлайн (или даже не сообщают) о проблемах на проекте.
Если такая ситуация проявляется много раз, нужно выяснять, в чем проблема, и как помочь человеку начать говорить о проблемах.
3. Результат. Оценка программиста с точки зрения, справился ли он с поставленной задачей. Справился с первого раза или была вереница багов, которая потянула за собой сроки. У любого результата, как положительного, так и отрицательного, есть свой фундамент, над которым мы можем работать для получения нужного нам результата.
4. Отношение к задаче. Человеку нравится делать то, в чем он разбирается. Когда работа нравится, большинство специалистов делают ее лучше и быстрее, получая удовольствие от процесса и результата.С помощью этого показателя можно выявить, как грамотно распределять задачи между специалистами. Этот показатель также поможет оценить уровень моральной неудовлетворенности сотрудника от выполняемой работы.
Категории оценок определены. Следующий шаг - это придумать систему рейтинга по данным категориям. Изначально была выбрана пятибалльная система, которая достаточно быстро показала свою несостоятельность из-за очень мелкого разброса баллов. Все сотрудники имели среднюю оценку от 4 до 5, из-за чего было сложно визуализировать динамику развития на графиках. Как итог, у нас сейчас 10-бальная система.
На детальной карточке задачи, через функционал встраивания приложений, мы зарегистрировали новую вкладку, где можно оставить оценку. При нажатии на кнопку «Оставить отзыв» открывается стандартный боковой слайдер интерфейсов Б24.
В каждом вопросе есть варианты ответов с присвоенными баллами. После ответов на все вопросы выводится средний балл за работу исполнителя по конкретной задаче и варианты оценок в текстовой форме .
В результате мы получаем информацию об исполнителе от разных постановщиков. Это делает картину более объективной, а также помогает выявить слабые и сильные стороны исполнителя, предпринять меры для выравнивания картины.
Оставить оценку — это только часть задачи, важно уметь работать с полученными результатами. Для этого была разработана отдельная страница сайта, с выводом графиков, фильтров и общим списком оценок. Страницу создавали, используя стандартные интерфейсы и инструменты Б24.
С помощью графика можно отслеживать динамику изменений оценки. Точки указывают на момент искривления.
Под графиком представлен список данных, из которых формировался отчет, с возможностью перехода на задачу и с детальным разбором оценки.
Весь функционал сделан в рамках модуля и нескольких компонентов для вывода в публичной части с учетом всех правил Битрикс без кастомизации ядра. Вместе с тем, есть возможность сделать настройку под необходимые требования. Например, можно указать сколько вопросов обязательно нужно заполнить перед закрытием задачи, добавить комментарии к закрытому вопросу, настроить исключения по группам, в которых нужно использовать оценку в задаче.
Если у вас есть необходимость в сборе обратной связи о постановщиках или исполнителях задач – обращайтесь! Адаптируем решение конкретно под ваши задачи, сделаем более красивый интерфейс и удобное добавление и редактирование вопросов.