Почему 9 из 10 SEO-специалистов сидят и будут сидеть на зарплате офисного клерка
Про специалистов в SEO было написано огромное количество статей. Отношение к ним со стороны клиентов – прямое отражение результатов сотрудничества. Со стороны самих специалистов – уровень реализации амбиций. Попробую разложить по полочкам с точки зрения человека, который между оптимизаторами и клиентами, – владельца агентства.
Последние 8 лет я руковожу SEO-специалистами. Приходилось сотрудничать и с новичками, которые пришли только после курсов, и с крутыми ребятами с именем, которые работали в лучших агентствах и компаниях. Это к слову о том, почему я позволил себе написать такой материал.
Сколько должен зарабатывать SEO-специалист? От чего зависит уровень зарплаты? Почему одни получают тысячи долларов, а другие – зарплату чуть выше среднего? Теперь только мой опыт.
В своем агентстве я стараюсь сделать все, чтобы каждый специалист понимал, как ему повысить свой уровень зарплаты и от чего она вообще не зависит.
В первую очередь, нужно дать понимание того, какие причины повышения зарплаты не рассматриваются.
- Работаю уже много лет – самый необоснованный аргумент, который, надеюсь, всем понятен, более того, это еще и сигнал определенного потолка.
- Много развиваюсь и имею хорошие теоретические знания – хорошо это или плохо, но в случае агентства теоретики не нужны, результат делают практики.
- Выполняю задачи быстро и качественно – это в принципе должен делать каждый, но вопрос в понимании того, для чего ты их делаешь и какой результат это дает.
- Подорожала колбаса, хочу путешествовать, решил менять свою жизнь – тут все понятно, нужно просто объяснить, что твоя колбаса тоже подорожала, и клиента, и государства, и вообще все в равных условия. Но что изменилось?
Все разговоры выше для меня часто ставят определенную точку в понимании, куда движется специалист. И это не про то, какой я жадный и плохой руководитель, а про то, что хороший оптимизатор думает в другом направлении и никогда не будет строить разговор таким образом.
Что нужно специалисту, чтобы повысить свой уровень внутри нашей команды?
- Результаты работы. Я могу показать результат конкретного проекта, который был достигнут благодаря моим действиям.
- Объяснение результата. Я могу объяснить, что привело к такому итогу.
- Проекция на бизнес. Я могу объяснить, как это повлияло на бизнес клиента и что изменилось для него.
- Долгосрочная стратегия. Я могу прописать план действий и прогноз результата на несколько кварталов вперед, который позволит взять новую планку.
- Самостоятельность. Я способен решить вопросы по проекту самостоятельно – мне не нужен контроль сверху.
- Ответственность. Я готов брать на себя ответственность и решать вопросы проекта, не буду от нее уходить, даже если я ошибаюсь. Я найду решение.
Это основные и понятные критерии того, почему люди растут или нет.
Как я анализирую работу над проектом
Для меня существует несколько основных критериев качества работы с проектом. Помимо результата, для меня важно понимание именно этих пунктов. Проект при этом может быть абсолютно любой, который я выберу для анализа.
1. Погружение в детали.
Если вы получаете от оптимизатора информацию только о ссылках, метаданных и тексте на странице – этого мало.
Хороший специалист будет вникать во все доступные ему показатели и строить самые странные гипотезы и предложения. Наиболее отважные будут вникать в бизнес-процессы. Не потому что должны, а потому что уровень заинтересованности в проекте выражается именно так.
Если оптимизатор обсуждает с вами промоакции и делится своим мнением – это прекрасно, он у вас хороший, и можно пойти выпить вина за его здоровье.
2. Монотонные планы.
Если результат не удовлетворяет, а из месяца в месяц план работ остается прежним – меняйте специалиста. Скорее всего, он уже ничем не поможет и попросту не знает, что делать.
Одна из отличительных особенностей SEO – постоянные эксперименты и тестирования методов. Должен быть либо результат, либо крайне активный поиск эффективного подхода к проекту.
Хорошего оптимизатора в поиске решений часто колбасит похлеще ломки во время зависимости, а когда таких специалистов несколько, кажется, что у них есть что-то общее – это диагноз. В этом самый кайф руководителя.
3. Отсутствие командной работы.
SEO – это про работу команды, а не одного человека. Вряд ли возможно найти специалиста, который будет одинаково хорошо разбираться в технологиях поисковой оптимизации, вносить правки в код сайта и дорабатывать функционал, работать с графическими элементами и писать текст.
Возможно, вы перекрываете воздух специалисту и блокируете работу команды, а может быть, он не интересуется этим. В любом случае, если человек справляется исключительно сам – стоить вникнуть в процесс и план работ.
У хорошего оптимизатора в неделю должно быть две-три перестрелки с другими специалистами команды. Пока идут бои, я понимаю, что все хорошо.
4. Понимание основ работы бизнеса
Для экономии времени клиента, коллег и руководства каждый, кто работает в B2B сегменте, должен понять основные принципы функционирования бизнеса.
Если специалист продолжает высказывать вам космические идеи, которые фактически нереально воплотить в жизнь, вероятно, он даже не анализирует конкурентов, а просто делится субъективно сформированной фантазией.
Каждое предложение от специалиста должно быть сформировано с учетом специфики и особенностей вашего бизнеса, а также с пониманием цифр и прогнозом изменения показателей.
Оптимизатор, который разговаривает с клиентом на языке обезьяны, а не бизнеса – это брат той самой прыщавой, щербатой девочки-продавца.
По итогам всех этих размышлений остается ответить на два логичных вопроса: что происходит, если ты не соответствуешь таким требованиям, и какое будущее у тех, кто уже уперся в потолок.
Если ты все же не соответствуешь таким требованиям
Если верх твоего мастерства – это править метаданные и покупать ссылки, ты не должен получать больше, чем средняя зарплата в регионе.
Профессиональный софт сейчас изучают все – от кладовщика до той самой девочки из предыдущего абзаца. Интеллектуальным трудом тут, простите, на мой взгляд не пахнет.
Автоматизация, маркетинг, стратегия и личные качества – то, над чем нужно работать. Или же не надо жаловаться.
Если ты уже такой специалист
Дальше история должна развиваться в русле совместных проектов, продуктов и идей. Инициативность, умение рисковать и работать от заката до заката – это и будет начало новой бизнес-истории. Я всегда надеюсь, что буду к ней причастен, но в действительности пойму и буду рад, если она пройдет без меня.
Это как понимание своих родителей – приходит только тогда, когда рождаются собственные дети. Так и у меня: появляется совсем другое общение и отношения с такими людьми.
Заключительное слово. Статья навеяна известными рассуждениями, сколько платить или за что повышать зарплату.
У нас в Webline Promotion есть четкое понимание того, каким должен был классный специалист, и мы его придерживаемся. Это создает определенный дискомфорт и уровень текучки кадров, но те, кто выдерживают, – это действительно лучшие из лучших. С такими можно не только сайты продвигать, но и создавать проекты, реализовывать глобальные задачи. А для тех, кому не интересно, зачем они это делают, кто не вникает в жизнь и боль клиента, всегда есть много предложений от предпринимателей, которые строят бизнес на других принципах.
Семантику собрать тут может каждый, а в бизнес прибыль принести? Не все.
И в довесок мы подготовили краткий ответ по соотношению градаций специалистов и зарплат. Именно поэтому мы стремимся к развитию специалистов и что бы каждый кушал хотя бы хлебушек с маслом.