Предотвратить, а не тушить: как бороться с выгоранием в команде

Первыми сгорают лучшие. Руководитель может сделать так, чтобы этого не произошло.

Григорий Савенок, руководитель по пользовательскому опыту и интерфейсам МегаФона и спикер курса Project Management in IT в Binary District, рассказывает, как строить взаимодействие, чтобы сотрудники не выгорели.

За годы работы я не раз наблюдал, как выгорают крутые спецы, однажды прошел через это и сам. Восстановившись и набравшись опыта, я стараюсь следить, чтобы с моими сотрудниками все было в порядке, и хочу поделиться наблюдениями и лайфхаками.

Парадокс профессионального выгорания в том, что оно возможно только на любимой работе. Можно годами трудиться не на своем месте и не столкнуться с этой проблемой. А самые большие энтузиасты, наоборот, страдают первыми. Особенно актуально это для IT-сферы, где люди с головой погружаются в работу.

Выгорание подкрадывается незаметно, постепенно. Руководитель, как правило, уверен, что заметит и поймет происходящее с сотрудниками, но это иллюзия.

Зачастую даже в ситуациях, когда проблемы очевидны, невозможно угадать их причину. Скажем, налицо все признаки того, что дизайнер начинает выгорать, а на деле он страдает от несчастной любви, и работа — единственное, что его спасает.

И наоборот, человек работает все больше, а успевает все меньше, нервничает, окончательно выбивается из сил, а никто этого не замечает, пока тот не делает серьезную ошибку. Да и то, если сотрудник проверенный, факап спишут на случайность или особенно сложный проект. И все начнется заново — пока человеку не станет совсем плохо или он не облажается по-крупному.

Жидкость для розжига: что способствует выгоранию

  • Усталость во всех ее проявлениях. Физическая, психологическая, усталость от людей. Усугубляется невозможностью переключиться и по-настоящему расслабиться: ни дома на выходных, ни в отпуске в Таиланде.
  • Рутина. Монотонный труд, в котором больше нет ни интереса, ни вызова, ни потенциала для развития. Когда человек идет на работу с мыслью: «Опять то же самое». Например, неделями пилит одни баннеры, и они начинают мерещиться в каждом углу, причем чем дольше о них думаешь, тем сильнее ненавидишь. Правда, амбициозный специалист вряд ли пройдет этот путь до конца — уволится раньше.

  • Нездоровая атмосфера. Сильно демотивируют неустроенные корпоративные процессы, негативная внутренняя культура. Например, сотрудник хорошо делает свою работу, а руководство систематически творит с ее итогами что-нибудь ужасное: интегрирует в сырой продукт, портит, просто теряет.

А если все эти факторы сложатся… Бинго! Выгорание почти обеспечено.

Противопожарная сигнализация: как защитить команду

Для эффективной профилактики профессионального выгорания требуются системные меры: нужно создать рабочие условия, в которых риск выгорания минимизирован, сконструировать среду, где будет интересно и приятно работать.

1. Свой проект

Избавиться от рутины полностью не получится, но можно дать каждому сотруднику важный проект, который бы требовал погружения. В идеале он должен длиться несколько месяцев, состоять из разнообразных подзадач и соответствовать ожиданиям. Такая работа компенсирует рутину.

Хорошо, если это будет продукт, закончив который, можно сказать: «Вот оно — работает и приносит пользу!». Здорово, если это будет нечто цельное, готовое к работе. Проект, которым можно гордиться, показывать друзьям и знакомым.

Те, кто изо дня в день имеет дело с диджитал-средой, получают особое удовольствие от материального воплощения трудов, даже если это нечто, казалось бы, незначительное. Самые матерые дизайнеры радуются, увидев свои работы на реальных объектах — на корпоративном мерче, на билбордах.

2. Ориентированность на результат

Когда на работу требуется пунктуально приходить в одно и то же время и ни минутой позже, сотрудники начинают так же относиться к окончанию рабочего дня. Каждый раз, задерживаясь всего лишь на 10-15 минут, человек воспринимает это как переработку.

Другое дело, когда главным показателем становятся не часы, просиженные за столом, а результат. Задержка становится не насилием, а сознательным решением, а человек способен сделать больше, чем под бдительным контролем.

3. Общение и отдых

Если причина проблемы в корпоративной культуре, лечить ее нужно изменением правил коммуникации внутри отдела, департамента, всей компании, если она небольшая.

Очень важно, как и в каких ситуациях коллеги взаимодействуют друг с другом. Командная работа прокачивается не только разработкой проектов, но и неформальным общением, хорошим совместным отдыхом. Обедайте вместе, ходите в кино, устраивайте праздники. Порой стоит просто взять и заказать в офис пиццу или накормить команду пончиками. Такие мелочи сами по себе мало чего стоят, но вместе со временем создают дружескую атмосферу.

Таким же образом работает офисная среда с уютными спотами, мягкими креслами, настолками — всем тем, что мы привыкли видеть на фото из штаб-квартир крупных IT-компаний. Эти элементы хорошо действуют на сотрудников, особенно на тех, кто недавно переехал и еще не освоился на новом месте.

4. Менеджмент здорового человека

У описанных мер есть оборотная сторона. Создавая комфортную рабочую среду, невольно повышаешь риск переработок. Когда вокруг сплоченная команда, в которой все друзья, а в офисе такие классные условия, что наружу и выходить не хочется, люди заражаются энтузиазмом от окружающих и погружаются в работу с головой. Так недолго уйти в рабочий марафон всей командой: забыть про перерывы, выходные и отпуска — и в результате выгорать один за другим.

Использовать такой энтузиазм, чтобы опережать планы и сворачивать горы — сильный соблазн. Поэтому руководителю особенно важно трезво оценивать сроки выполнения задач и вовремя притормаживать тех, кто жестко перерабатывает, даже если в краткосрочной перспективе это приносит компании пользу.

Без переработок не обойтись, но их должно быть как можно меньше. Овертаймы необходимо всегда компенсировать выходными. Если сотрудники постоянно проводят на работе больше 40-50 часов в неделю — это просчет руководителя. Перерабатывая, коллеги прикрывают бестолкового менеджера.

Экстренные меры: если сотрудник выгорел

Если поощрять диалог, внимательно выслушивать соображения, пожелания и критику сотрудников, они будут знать, что с вами можно открыто делиться проблемами. Тогда, почувствовав неладное, человек сам придет и расскажет, что выгорел. Это лучше, чем если он будет продолжать страдать молча.

Проблема в том, что для срочных мер в такой момент уже поздно. Все, что остается руководителю — позаботиться о том, чтобы вывести сотрудника из болезненного состояния, дать понять, что об увольнении речи не идет, а затем отправить в отпуск и разгрузить на ближайшие пару месяцев. Тогда возвращение пройдет плавно, но специалист выпадет из команды и вернется к прежнему рабочему ритму нескоро. Гораздо эффективнее не расхлебывать последствия выгорания, а предотвращать его.

Важно не просто следовать перечисленным советам, но и придерживаться презумпции профессионализма, уважать, слушать сотрудников и правильно рассчитывать загрузку. Создать обстановку, в которой люди будут работать продуктивно — и не на пределе возможностей — не так сложно, как может показаться.

4242
24 комментария

- Это Григорий Савенок
- Ух, ты! Григорий Савенок!
- Кто это?
- Он учит не выгорать и не шалить

Привет, я Григорий Савенок
Я пришел вам напомнить, что вы должны РАБотать с энтузиазмом
Пожалуйста, берегите нашу компанию
На суше или воде
С энтузиазмом РАБотай везде!
Пнятненько?

19
Ответить

Оч смешная картинка)) Но, если серьезно, в курпных проектах действительно сложно избежатиь выгорания, что наблюдения, что советы - в целом по делу. Хотя бы частично у них есть потенциал помочь.

Ответить

Комментарий недоступен

14
Ответить

Найти руководителя, который позволить взять отдых - это уже большая победа. Обычно отношение к работникам - как к шестеренкам. Сломалась - выкинул и поменял.

1
Ответить

Очень сложная тема на самом деле. Даже дело не в интересах работодателя и сотрудника. Выгорание - это ответ психики на заданный темп, то есть рано или поздно, как в физкультуре, вы поймёте, что больше не можете и надо остановиться, чтобы передохнуть. Это нормально. Входить обратно после отдыха нужно плавно, стараясь не создавать вокруг себя рутину.

Отдых. В отдыхе не должно быть ни единого звонка с работы. ни возможности подключиться к почте или рабочему столу. Полная изоляция от работы и рабочих процессов, иначе не получится переключиться полноценно (бывало, что уезжал почти на месяц, но всегда был доступен дистанционно - отдохнул ли я? Нет).

Свой проект? Это хорошо. На работе, где тебя будут дёргать по другим делам - увеличение энтропии. Видел на работе и приступы психозов. Вроде бы свой проект, но ты ещё отвечаешь на 100500 совершенно левых вопросов и запросов. Когда им заниматься? Правильно, никогда. Либо изолируешься и делаешь, либо не делаешь.

Что делать, чтобы не выгорать?
1. Работать только на работе в обозначенные часы - дисциплина. Подключаться к работе внеурочное время только, когда реально горит так, что полыхает;
2. Не работать с мудаками, которым не нужен результат вашей деятельности, а нужна усталость (увы, и в IT такое встречается часто);
3. При сидячей работе желательно больше двигаться вне её. Причём желательно, чтобы это были какие-нибудь командные игры: хоккей, футбол (дают бОльший заряд бодрости в отличие от зала). Зал менее полезен, но всё хорошо в меру;
4. Учиться отдыхать (это непросто для многих), перестать рефлексировать на то, что не стоит вашего внимания. Ходить в отпуски за яркими впечатлениями, то есть возвышаться над рутиной.

10
Ответить

Поддерживаю) Работодатель.. он может создать благоприятные условия, допустим. Но как ты сам реагируешь на ситуации каждый день, как ты вообще осознаешь себя в этой деятельности - зависит только от самого человека. Плюс ко всем рекомендациям добавлю, что надо не только отдыхать, а рефлексировать на тему того, чем ты занимаешься, медитировать. Не знаю, на сколько это всё популярно) Но медитация реально способна помочь. Или, если кто не любит этого слова - просто посидеть помолчать, проанализировать себя изнутри. Дело в том, что когда быстрый темп - тебя начинает "Забирать", и уже непонятно, ты руководишь процессом или процесс тобой, так вот чтобы быть "на коне") -надо просто включать осознание - анализировать и корректировать тактику. И даже если профессия не творческая и всё "поставлено на конвейер" -все равно корректировать тактику, твоего отношения к происходящему.. Еще кто-то выше сказал, что круто выгорать как феникс, а потом восстанавливаться - тоже подход, и кому-то так нравится. Но если хочется плавных изменений, при сильном желании - можно выгорание отодвигать, то есть стрессы по чуть-чуть проживать, корректировать, а не накапливать до предела и взрываться.

Ответить
5
Ответить