Управление знаниями: тренды 2022 года
Только что закончилась Ежегодная Российская неделя менеджмента знаний 2022. Самые свежие уникальные практики, лёрнинги, успехи и факапы – тут обсуждают всё, чтобы российская культура управления знаниями в компаниях росла и была образцовой. Спешим поделиться тезисами интересных докладов!
Создаем бренд менеджмента знаний компании
Родион Нагорнов, сертифицированный knowledge manager, об имидже менеджмента знаний компании.
Налаженная работа по управлению знаниями помогает формировать бренд: имидж продукта и репутацию работодателя. Качество проведенной работы команды по управлению знаниями подтверждает профессионализм сотрудников и в конечном итоге отражается на репутации.
Создавать бренд knowledge management компании нужно для того, чтобы из множества других конкурентных продуктов выбирали и рекомендовали именно вас.
Чтобы люди узнавали бренд, у них в сознании должна возникнуть связь между продуктом, этикетками и слоганами. Важно всегда напоминать, что ваш качественный продукт – не стечение обстоятельств, а результат кропотливой работы, в том числе и в деле управления знаниями.
4 столпа продвижения knowledge management:
- во всем маркетинговом контенте должен быть отображен менеджмент знаний;
- 100% качество KM-продукта, мероприятия;
- железное выполнение обещаний в полном объеме и точно в срок;
- желание помочь остальным сотрудникам и клиентам.
Подробнее о формировании бренда KM компании читайте в нашем блоге
Управление знаниями в Philips
Филипп Таратынов, стратег KM в компании ASML, рассказал, как внедрял управление знаниями в компании-гиганте
В штате медицинского подразделения Philips работает 80 000+ человек, но долгое время там не было глобальной корпоративной синхронизации в сфере KM. Знания кое-как накапливались внутри отделов, но бессистемно. То, над чем билась одна команда, давно было решено в другой – но первые об этом не знали и изобретали велосипед.
Команда по внедрению knowledge management создала стратегию из 8 шагов. Филипп назвал её «8 коробок с лего». Важным этапом стратегии стало создание платформы для обмена знаниями, которая покрывала бы все эти блоки.
Новая база должна была автоматически структурировать все типы контента для управления знаниями: уроки, решения, проекты, документы, ссылки и др. Все эти блоки объединили на общей платформе для обмена знаниями, чтобы разрозненные базы знания объединить в один поисковик. Так родился Philips Knowledge Hub.
Инсайты от Филиппа Таратынова:
- На уровне стратегии критически важно выбрать язык коммуникации, который будет понятен и менеджеру, и сотруднику.
- Сначала – стратегические результаты, после – рассмотрение технологий для внедрения.
- Прицельная работа со средним управляющим звеном компании, который своим примером показывал бы важность управления знаниями.
Подробнее об этом кейсе можно почитать в нашем блоге
Knowledge management для цифровой трансформации
Евгений Викторов, вице-президент Ассоциации “КМ Альянс”, о ситуации на российском рынке софта и IT-решений для управления знаниями.
Все продукты на рынке можно разделить на 4 типа:
- продукты-плагины, которые работают «поверх» основного продукта и требуют его предварительного развертывания;
- продукты-комбайны, которые покрывают максимум функционала;
- продукты-конструкторы, которые покрывают минимум, но дают возможность собственной разработки;
- продукты-вики, представляющие собой просто энциклопедию знаний.
Некоторые компании дистанцируются от социального функционала: используются только внутри компании и не дают возможности для коллабораций. Большинство решают только одну задачу:
- вопрос-ответ;
- корпоративные поисковики;
- визуализация знаний;
- мессенджеры.
При этом российский рынок стал просторнее – ушли международные компании, но далеко не все российские решения зарегистрированы в Реестре ПО Минкомсвязи.
Это хорошая почва для активного развития отечественного софта в деле управления знаниями. Единого решения, закрывающего все потребности, всё еще нет. Тем не менее, уже есть российские IT-решения, способные конкурировать на международном рынке.
Поиск на коленке
Игорь Цупко, главред проекта “Прагматичный гайд по управлению знаниями”, а также член программных комитетов KnowledgeConf и DevOpsConf, о тонкостях внедрения поисковика в базу знаний.
Для управления корпоративными знаниями не нужен поисковик уровня Google.
В основе корпоративного поиска должна поддерживаться морфология русского языка. Для этого важно:
- приводить слова к начальной форме;
- использовать синонимические ряды, в том числе, профессиональный и внутрикорпоративный сленг;
- учитывать опечатки;
- распознавать кириллицу.
Ещё важно научить сотрудников пользоваться всеми процессами поиска, тогда поиск действительно поможет:
- ускорить поиск информации;
- стимулировать сотрудников активно пользоваться накопленными в базе знаниями;
- также стимулировать их активнее пополнять базу.
Противостояние: ИИ vs Онтология в управлении знаниями
Дискуссия между приверженцами проверенных решений и новых технологий. На стороне классиков — Эльвира Гринберг, руководитель специального проекта Исследование “КМ Индекс”. Её оппонент — Владимир Лещенко, председатель Экспертного совета конференции.
Очевидно, что сейчас без цифровых решений уже не обойтись, и нейросети хорошо помогают упорядочить весь контент и наладить автоклассификацию. Но без онтологии машинное обучение (пока) невозможно. Она как раз занимается переводом человеческого опыта на машинный язык.
В ходе дискуссии, обсуждения кейсов и «свободного микрофона», выявили такие минусы обоих подходов:
- сбор онтологии – трудоемкий и долгий процесс;
- информация в онтологии быстро устаревает;
- искусственный интеллект пока не так совершенен, чтобы целиком доверять ему задачи управления знаниями.
Таким образом, сейчас лучше всего работает связка: «онтология + искусственный интеллект» – они хорошо дополняют функции друг друга.
По итогу конференции можно сделать вывод, что в уходящем году сфера управления знаниями активно развивалась. Провал на фоне внешних событий уже нивелирован, а компании переходят на отечественный софт по управлению знаниями.
Чистым русским языком нельзя было написать?
Статья сгенерирована ИИ.
Полезной информации нет.