Как научить преподавателей ВУЗов оформлять слайды
Эта статья про онлайн-курс, который мы запустили в одном региональном ВУЗе в начале пандемии коронавируса. Весной 2020 года университет перешел на «дистант», и даже те преподаватели, кто раньше избегал делать презентации, столкнулись с необходимостью оформлять слайды для лекций и семинаров.
Как мы создавали и проводили курс и что из этого вышло — дальше в статье.
Спойлер: получилось круто!
Как пришла идея
Я тогда работала в студенческом бизнес-инкубаторе. В общем чате коллега скинула презентацию одного из преподавателей ВУЗа. Полотна текста и фон слайдов в виде театральной портьеры — всё как обычно. В ответ мы покидали забавных стикеров, а потом решили: было бы полезно сделать курс по презентациям для наших преподавателей.
Сказано — сделано!
Как мы проектировали курс
Скажу сразу: мы не проводили интервью с преподавателями, чтобы выяснить их потребности. Конечно, это неправильно, но мы поступили как типичные начинающие стартаперы: выкатили курс, надеясь на лучшее.
Каждый день в течение одной недели в 10:00 участники получали ссылку на видео. Видео шло 15-30 минут. Участники выполняли задание: 1 слайд за 1 день , — и сдавали на проверку.
Программу курса мы сделали такой:
- Занятие 1. Введение в оформление презентаций для образовательного процесса — тут я рассказывала, что оформлять презентации в стиле «копипаста» нельзя, если вы хотите транслировать знание. Но мы показали, что понимаем преподавателя: да, времени мало, надо еще как-то привыкнуть к дистанту, и всё так неудобно и так не хочется перестраиваться. Благодаря этому никакого внутреннего сопротивления у преподавателей не возникло.
- Занятие 2. Оформление текстовых слайдов — я рассказывала, как сокращать текст, избегать канцеляризмов, дробить текст на тезисы и оформлять, чтобы было симпатично.
- Занятие 3. Оформление схем — показывала, как работать с геометрическими фигурами и управлять вниманием зрителя, если схема огромная, но сократить ее нельзя.
- Занятие 4. Оформление изображений и формул — рассказывала, что стоковые изображения с белыми человечками мы не используем и всегда следим за пропорциями изображения, а формулы оформляем в рамку и тут же внизу подписываем переменные.
- Занятие 5. Оформление диаграмм — показывала, как из диаграммы-Франкенштейна сделать привлекательную диаграмму, по которой сразу можно понять главную мысль.
- Занятие 6. Оформление таблиц — давала рекомендации о том, от каких лишних элементов в таблицах стоит избавляться и как сделать таблицы симпатичными.
- Занятие 7. Чек-лист для оценки созданной презентации — рассказывала, как понять, что презентация готова, и доработать ее: проставить номера слайдов, скорректировать цветовую палитру, сконвертировать презентацию в PDF.
Техническая сторона вопроса
Для записи курса и коммуникации с участниками использовали самые простые инструменты:
- скринкаст с моими голосовыми комментариями записывали в Zoom,
- видео публиковали на YouTube с доступом по ссылке,
- анонс видео публиковали в 10:00 каждый день в единый канал в Viber (он существовал и до нас как единый информационный канал для сотрудников ВУЗа),
- участники выполняли задания на своих компьютерах в PowerPoint и отправляли по корпоративной почте,
- я проверяла каждое задание и давала развернутую обратную связь в ответном письме по почте.
Все инструменты были привычны для участников курса, вопросов по технической стороне не было.
Результаты и секретный ингредиент
Результаты оказались просто потрясающими: из 36 преподавателей, которые зашли на курс, 30 человек выполнили абсолютно все задания! Эти люди сдавали задание каждый день в течение недели. И потом писали отзывы.
Вот некоторые отзывы:
- «Курс необходим профессорско-преподавательскому составу. Будет полезен не только студентам в процессе освоения образовательной программы, но и в профессиональной деятельности выпускника. Такой курс можно включить в качестве факультатива во все образовательные программы.»
- «Было неверятно интересно всю неделю. Хотелось поскорее попробовать все новые приемы и способы.»
- «Все существующие презентации буду перерабатывать в ближайшее время.»
Два последних отзыва — самые ценные для меня. Мы добились того, что у преподавателей появилось вдохновение и желание делать презентации лучше!
На мой взгляд, такой результат появился благодаря обратной связи, которую я давала на каждое домашнее задание. Писала по принципу гамбургера: хвалила за хорошие элементы, рекомендовала скорректировать неправильно оформленные, заканчивала на позитивной ноте.
Точки роста
С первого раза не все получилось идеально. Вот что я бы сейчас сделала по-другому:
- Провела бы несколько интервью с преподавателями, чтобы узнать, какие темы интереснее им в первую очередь.
- Описала бы рекомендации по исходному уровню пользования PowerPoint. Были преподаватели, кто совсем не разбирался, — им было сложно. Были те, кому было просто и скучно. И были другие, кому в самый раз.
- Порекомендовала бы конкретную версию PowerPoint или убедилась бы, что работаю на видео в той же версии программы, что и у преподавателей. У некоторых был PowerPoint из прошлого столетия, и конечно им не подходили мои инструкции, которые я давала для PowerPoint 2016.
От себя добавлю
С одной стороны, я помню те скучнейшие лекции, на которых преподаватель открывает презентацию (на самом деле — копипасту с методички) и зачитывает вслух текст со слайда. Лента в ВКонтакте для меня была гораздо более интересной.
С другой стороны, я понимаю сопротивление преподавателей: дизайнить слайды — это совсем не их задача, и они этого не умеют.
Поэтому мы старались выдержать баланс: не учить преподавателей дизайну, а помочь им оформить слайды так, чтобы студентам было интереснее, и они лучше понимали материал. Где-то для этого нужно было удалить половину текста, где-то разбить текст на список тезисов, а где-то — оформить симпатичную таблицу.
Но при этом мы хотели сохранить ресурсы преподавателя, чтобы он не проводил за оформлением презентаций половину своего рабочего времени.
Для первого раза результат превосходный!