Брендинг и айдентика для сети спортивных магазинов
Рассказываем про наш подход к брендингу с учетом ценности для клиентов и сотрудников. Ознакомиться c другими кейсами компании можно на нашем сайте dviga.marketing
О проекте
Компания «Олимп» существует уже более 20 лет и имеет 8 спортивных магазинов в 5 городах России. Заказчик принял решение, что пришло время для визуального обновления, но нам показалось, что сначала нужно понять, почему бренд должен измениться и как, прежде чем разрабатывать новый логотип и брендбук.
Задачи
Посмотреть на бизнес со стороны и понять, как покупатели принимают решение о покупке, на что обращают внимание, в чем сомневаются, и как мы можем преодолеть эти возражения.
Хорошее позиционирование должно отвечать на следующие вопросы:
- Чего они от нас ожидают?
- Кто мы?
- Для кого работаем?
- Что мы им даем?
Это база для развития любой компании. Мы сверили текущее позиционирование бренда с реальностью и определили ценности, которые важны для покупателей. И теперь дизайн отражает миссию и преимущества бренда, что идет на пользу компании, сотрудникам и клиентам.
Как мы работали?
Заказчик хотел увидеть картину целиком. Мы провели несколько глубинных интервью с руководством компании. Обсудили то, что они считают преимуществом компании. Попытались выяснить, почему именно это они называют преимуществом — и в чем реальная ценность от этого у покупателя. То же самое мы проделали со слабыми сторонами конкурентов.
У нас появился ряд гипотез, которые мы решили проверить с помощью анкетирования сотрудников. Провели его по модели EST, чтобы оценить бренд заказчика и сравнить его с брендами конкурентов по каждому из 6-ти направлений.
Для определения позиционирования мы используем модель RDB (резонанс, дифференциация, вера) , которая помогает сформулировать, какие параметры продукта (бренда) являются наиболее важными и ценными для покупателя при принятии решения.
В ходе анализа ответов сотрудников мы стали сомневаться в 3-х основных преимуществах, которые были заявлены, как главные причины для клиентов, чтобы прийти именно в этот магазин.
Мы начали подозревать, что в реальности они не обязательно могут быть ценностью для покупателей:
- Универсальность магазина. Универсальность магазина — одно из его главных преимуществ по мнению большинства сотрудников. Возможность купить все в одном месте вместо того, чтобы ездить в разные магазины по всему городу, безусловно, удобна для многих.
- Глубина ассортимента. Под глубиной подразумевается то, что в сравнении с каким-то специализированным моно-магазином, здесь можно найти очень широкую линейку брендов в рамках каждого из направлений. То есть, очень много брендов сноубордов, очень много брендов лыж и очень много брендов по всем направлениям, которые представлены в сети.
- Важность продавца супер-эксперта. В магазине работает квалифицированный персонал, который может дать квалифицированный совет, многие из них являются кандидатами и мастерами спорта.
Почему мы подвергли это сомнению?
Главная задача маркетинга — определить ценность, за которую покупатели будут готовы доплачивать. Если это не решает проблему и в этом не видят ценность, то позиционирование надо строить на каких-то других параметрах.
Не всем нужна универсальность
Не всем покупателям нужна универсальность магазина. Большинство клиентов приобретает товары только в рамках одного направления и не пользуется возможностью купить все и сразу: если человек пришел за лыжами для себя, то не факт, что он закупается санками для ребенка и сноубордом для своей жены. Хотя нам бы очень хотелось, чтобы покупатели делали именно так.
Большинство покупает те же самые бренды
Несмотря на широкую линейку и хорошую представленность брендов, мы поняли, что в целом люди покупают одни и те же наиболее популярные бренды в какой бы магазин они ни пришли. И тут сработало правило Парето, где 80% людей покупают 20% одних и тех же брендов.
«Экспертность» переоценена
Если продавец хорошо (по ощущениям покупателя, который не всегда разбирается в вопросе) знаком с ассортиментом продукции и может квалифицированно помочь подобрать подходящую модель исходя из бюджета покупателя и его предпочтений, это уже вызывает доверие. Условно, продавец будет считаться экспертом, если в глазах покупателя он получил 6 баллов из 10 (по субъективной шкале «экспертности») , и этой оценки чаще всего достаточно, чтобы «поставить галочку» в разделе «экспертность» при восприятии бренда покупателем.
Мы обсудили эти выводы с руководством и предложили доработать позиционирование бренда.
Роль бренда — прививать любовь к спорту и туризму, развивать их в регионе и давать доступ к новинкам. Каждый покупатель получает широкий ассортимент в удобной локации и помощь в подборе. «Олимп» транслирует открытость, дружелюбие, ответственность и экспертизу.
Мы выделили главные активы «Олимпа» — это надежность и 20 лет опыта, оригинальные бренды и возможность выбрать товар для любой цели и бюджета. Концепция поможет давать правильную рекламу, уменьшит цепочку согласований и привлечет свою ЦА.
Маркетинговое исследование привело нас к такому брендингу
На основе исследования мы упаковали эти ценности в дизайн для всех площадок: от оформления магазинов до соцсетей.
Логотип
Мы проработали и презентовали 4 разных концепции фирменного стиля:
Каждый из вариантов был по-своему хорош, но было решено остановить свой выбор на стилизации горы из точек. «Олимп» — это про покорение новых рубежей, здоровье, хобби и сообщество активных людей. Основная идея логотипа заключается в том, чтобы достигать новых вершин в спорте и быть при этом в окружении людей со схожими интересами.
Любовь к спорту объединяет вокруг себя множество людей, в том числе и нашу целевую аудиторию. Дополнительно мы предложили стилизовать букву «И», являющуюся частью названия, которую можно обыгрывать в рекламных баннерах.
Айдентика
Разработали дизайн всех коммуникаций: входная группа, стеллажи, ценники, прикассовая зона и многое, многое другое.
Для создания брендбука мы проанализировали каждый уголок магазина и оставили заказчику готовые макеты почти на все случаи жизни. Каждая вывеска и каждый ценник транслирует сильные качества бренда «Олимп»: при входе в магазин вы сразу понимаете, о чем он и для кого. Даже шрифт Raleway говорит об основательности компании и готовности решить задачу каждого клиента.
Оформление соцсетей
Свои идеи и рекомендации по оформлению социальных сетей мы также оставили в брендбуке. Посмотрите как сочетаются цвета — сразу же появляется энергия и спортивное настроение.
Теперь каждый элемент дизайна отражает ценности компании, привлекает внимание и запоминается. Фирменный стиль «Олимпа» обновился и теперь соответствует запросам своей аудитории. В брендбуке собраны всевозможные готовые решения для оформления коммуникаций, что позволит команде заказчика долгое время поддерживать стиль компании уже без нашей помощи.
Результат
- Сейчас компания проводит ребрендинг: меняются вывески и обновляются магазины
- Благодаря исследованию компания смогла оценить сильные и слабые стороны себя и конкурентов
- Сотрудники активно вовлеклись в работу и внесли свой вклад в развитие компании
- Разработана платформа бренда, которая формализовала, на чем должен быть акцент и какое сообщение должны нести рекламные коммуникации
В сети спортивных магазинов «Олимп» появился новый брендинг, который обязательно позволит покорить новые вершины.