ABC-анализ ассортимента: как всегда торговать в плюс на Ozon и Wildberries
Привет! На связи команда Seller24. Мы — сертифицированный партнер Ozon и Яндекс.Маркет, с 2018 года помогаем селлерам выходить на маркетплейсы и увеличивать продажи. В этой статье поговорим о том, как увеличить прибыль с помощью анализа ассортимента.
Согласитесь, нет смысла тратить свое время и силы на раскрутку товаров, которые приносят мало денег или месяцами пылятся на складе. Лучше сосредоточиться на том, что классно покупают, и в разы увеличить доход. Сейчас расскажем и покажем, как это правильно сделать.
Что такое ABC-анализ ассортимента и зачем он нужен?
ABC-анализ — это способ классификации товаров по степени их влияния на выручку и прибыль компании.
В основе ABC-анализа лежит принцип Парето — 20% усилий приносят 80% результата. В контексте продаж на маркетплейсах это звучит так: большую часть выручки вам приносит часть ассортимента — товары-локомотивы.
Ниже будет много контента для тех, кто любит цифры и расчеты. Если это не про вас, не спешите закрывать статью, в конце мы поделимся самым быстрым и автоматизированным способом провести ABC-анализ.
Как сделать ABC-анализ самостоятельно. Пошаговая инструкция
Итак, давайте разбираться, как проанализировать ассортимент на OZON, Wildberries или Яндекс.Маркете.
1. Для удобства создаем специальную табличку (в Excel или Google Sheets).
Делаем в ней 3 колонки: товар с артикулом, выручка, доля в общей выручке в %;
Нужная формула: доля в общей выручке = (выручка по конкретному товару/общая выручка) х 100%.
2. Вписываем в таблицу данные и делаем сортировку по убыванию последнего показателя — доли в общей выручке.
3. Добавляем еще одну колонку справа — «Доля в общей выручке нарастающим итогом» и заполняем ее.
Раскладываем по полочкам. Доля первого товара в таблице = его значение колонки 3 (доля в общей выручке в %). Дальше посложнее: доля второго товара в таблице = значение его колонки 3 + значение колонки 3 для первого товара.
То есть для расчета доли в общей выручке нарастающим итогом нужно сложить выручку в процентах всех предыдущих товаров. Ниже мы добавим таблицу и вместе посчитаем этот показатель для нескольких артикулов.
Посмотрим на таблицу и рассчитаем долю в общей выручке нарастающим итогом для платья, рубашки и ремня.
Для платья: значение колонки 4 = значение колонки 3
Для рубашки: значение колонки 4 = значение колонки 3 + значение колонки 3 выше (см. платье). То есть 16,82% + 24,70% = 41,52%.
Для ремня: значение колонки 4 = значение колонки 3 + значение колонки 4 выше (см. рубашка). То есть 15,24% + 41,52% = 56,76%.
Надеемся, теперь принцип расчета понятен. Переходим к следующему пункту.
4. После расчета 4 колонки для всех товаров разбиваем их на 3 группы
А — формируют 80% выручки, В — формируют 15% выручки, С — формируют оставшиеся 5%.
Важно: В категории А не всегда должно быть именно 20% товаров. Если у вас небольшой ассортимент, число может быть больше.
Как проанализировать результаты?
Фух, с расчетами покончено. Переходим к разбору результатов и активным действиям.
- С товарами из группы А все отлично. Пора задуматься о том, как увеличить их оборачиваемость;
- С товарами из группы В ситуация такая: они дают хорошую выручку и имеют потенциал для развития. После проработки товаров из группы А стоит браться за них. Например, оптимизировать расходы на производство и логистику и повысить ценность продуктов (за счет качественного контента и правильных УПТ — уникальных торговых предложений);
- С товарами из группы С все не очень. Кажется, пора выводить их из ассортимента (при условии, что карточки SEO-оптимизированы и наполнены качественным контентом, но все равно не продают). Если позиции появились в вашем каталоге совсем недавно, подождите — последите за ситуацией еще пару месяцев.
В каком сервисе можно сделать ABC-анализ?
Нужно понимать, что ABC-анализ — это не разовая история, а работа, которая должна проводиться регулярно. Лучше делать это раз в месяц, чтобы отслеживать продажи и оборачиваемость товаров в динамике.
Можно ли как-то автоматизировать это? Конечно. Мы позаботились о том, чтобы избавить вас от рутинных дел и создали суперполезный отчет на платформе Seller24. Всего пара кликов, и результаты ABC-анализа на вашем рабочем столе: подключаете ЛК, переходите в раздел «Аналитика» и задаете параметры для проведения анализа. Смотрите, как это выглядит.
Платформа также подойдет для тех, кто устал от рутинных задач и хочет их автоматизировать. Оцените удобство работы со всеми личными кабинетами в одном окне — изменение цен, отслеживание остатков, ответы на отзывы и многое другое.
Кликните здесь, чтобы подключиться к платформе. Дарим 7 дней бесплатного доступа 🎁
спасибо за конкретику рекламы нет четко методика. очень полезно
Спасибо за обратную связь! Рады быть полезными :)