Путь пирата. Или как мы всей семьей придумали настолку по Игре в кальмара
Всем привет! Меня зовут Роман. Я продукт в одном b2b маркетплейсе, но речь не об этом…
С чего начался наш пиратский путь
Осенью 2021 года, мы всей семьей сидели на карантине с covid-19. Тогда супруга Мария решила посмотреть недавно вышедший сериал Squid Game, а наша дочка Анна (ей было 9 лет) подглядывала за ней сцены без жесткого насилия. То что детям действительно нельзя было смотреть, жена пресекала.
Да, я прекрасно понимаю, что в сериале есть контент, который лучше детям не смотреть, но я сам помню как в ее возрасте делал вид что сплю, когда отец заполночь смотрел Армию тьмы. Эпизод с мельницей особенно запомнился. Поэтому я с детства объясняю своим детям, что такое кинематограф, чтобы в их восприятии действительности была четкая черта “реальность - вымысел”.
Посмотрев частично пару эпизодов, дочка переместила свой взор на просторы YouTube где уже было засилье всевозможных игровых и мультипликационных роликов, где из lego или ребята, немногим старше Ани, воссоздавали испытания из сериала.
В итоге Аня сделала из картона что-то похожее на мост из одного эпизода сериала и стала с братьями Костей и Колей играть в него. На правах “старшего ребенка” Аня всегда проходила мост, а братья падали в пропасть.
Маша же со своей подругой Тиной и ее братом Максом организовали небольшое предприятие - стали на WB продавать набор для игры Кганбу (очередное испытание из шоу). Фишка этого набора - коробка из фанеры, два велюровых мешочка для шариков марблс и визитка, стилизованная под ту, что была в сериале, с правилами игры.
Ребята неплохо постарались - вложили душу. В целом, у них дело пошло неплохо и начало разрастаться - появились в наборе брелоки из фанеры (Макс их сделал на основе какого-то типа мультяшного фан-арта по сериалу).
Как появилась идея игры
Как-то в начале декабря, мы с Машей, оставив детей у бабушки, поехали к Максу за очередной партией коробок и брелоков для Кганбу. Между делом я обратил внимание, что в мусорном ведре, куда Максим скидывал все производственные обрезки и бракованные элементы, лежит очень много человечков, которых он забраковал. Тогда я вспомнил про Анин мост, набрал пару десятков этих человечков и решил - пусть дети играют на этом мосту деревянными фигурками, они крепче, практичнее и, так сказать, эстетичнее, чем вырезанные из простой бумаги фигурки.
Помимо человечков, я еще набрал всяких обрезков из которых мы потом для ребят сделали танки, корабли и другие фигурки. И именно тогда я как бы на слабо, то ли для себя, то ли для Макса сказал: “Макс сможешь сделать мост из фанеры? Чтобы по нему можно было двигать этих человечков. Уверен Ане, Косте и Коле такая игрушка зайдет”. Максим, почесав затылок, сказал, что без проблем что-нибудь придумает. Забрав коробки - мы разошлись.
Пока мы ехали домой. Ну как ехали, в основном стояли в субботних дневных московских пробках на трешке, мой мозг продолжал развивать идею с мостом. В итоге, доехав до дома, мы с Машей уже имели концепт игры, где точно должны быть все шесть испытаний из Игры в Кальмара. Мы точно понимали, что игра должна быть 6 в 1, т.е. все шесть игр в одной коробке и между ними должна быть связь, хотя и по одиночке они будут играбельными. Потому что тот же Кганбу самодостаточен. Все нужно делать по-максимуму из фанеры - потому что мы можем так сделать.
Мой долгий путь к пиратству
Немного истории. Если нет желание читать, почему я вообще заразился идеей создать игру (именно создать, других мотивов этот опус не описывает), то можете не читать эту часть.
До средней школы я жил в коммуналке. На четвертом этаже в четырех квартирах было помимо меня еще 6 ребят плюс-минус моего возраста. Мы постоянно играли, то баскетбольное кольцо повесим над дверью, то в прятки, а иногда и шли “войной” на пятый этаж. Но особой любовью у нас была настолка Бизнес 2000 (Еще была популярна аналогичная игра Менеджер).
Для тех, кто не знаком с этим Хитом 90-х - это такой клон Монополии, в котором были известные российские предприятия, вместо улиц из оригинала, а еще там был ипподром и казино. Игра принадлежала старшему из ребят - Андрею, которого мы не особо уважали за возраст, но как владелец игры - он был для нас король. Вынося игру в общий коридор и разворачивая ее на одном из ящиков, в которых все семьи - и моя, и соседей хранили свои запасы картошки, лука, морковки и других овощей, которые привозили из деревень, в общем это такая особая эстетика новых районов Москвы, где селились приезжие со всех уголков СССР молодые семьи, Андрюха сразу становился самым важным. Если ему что-то не нравилось, то он одним своим решением мог обломать вечер сразу для пяти ребят, собрав игру и уйдя домой.
Короче, такие “качели”, когда приходилось во время игры еще и заботиться о настроении одно из игроков - а иногда и подыгрывать ему, чтобы он не огорчился, меня 8-ми летнего пацана, не особо радовали. Поэтому я посвятил несколько вечеров тому, чтобы на склеенных с особым усердием, если не сказать любовью, между собой листах А4, отрисовать игровое поле, аккуратно подписать каждую клетку, нарисовать и вырезать карточки. В общем я сделал очень не дурную копию игры, в которую мы играли около двух лет, прямо до моего переезда. Когда я переезжал, я оставил игру по просьбе второго по возрасту парня Костика, своей коммунальной братве.
Сейчас, смотря на все происходящее через призму времени, знаний и опыта, я понимаю, что тогда я сделал откровенно пиратскую копию игры на другую игру, копирующую хит прошедший почти через век.
Запуск игры
Пара месяцев потребовалось, чтобы придумать и реализовать полноценный набор 6 в 1 по мотивам сериала Игра в кальмара. Больше всего времени ушло на сам процесс игры, в котором дети, как изначальные инициаторы, принимали самое активное участие.
Так как Маша, да и я в целом, хорошо шарим в маркетплейсах, то естественно игру первым делом разместили на Wildberries - там категория Настольных игр развита лучше, чем на остальных МП.
Разместили карточку, сделали на “коленке” своими силами инфографику и начали продажи. Так как производство игры в основном требует фанеру, а цена на нее с 2020 года ой как выросла, ценник на саму игру не маленький, вследствии чего к покупке игры подходили взвешенно и обдумано, тем более по сериалу на том же WB к тому моменту продавалось несколько игр по мотивам. Конкурентные игры из картона, да и “масштаб” их не столь большой - я имею ввиду отсутствие 3D-элементов, обыгрывание не всех испытаний из шоу, однообразие в механике игр. Короче, по цене мы были в несколько раз выше конкурентов.
Честно сказать, продаж за первый месяц у нас было всего 2, но тогда мы отчетливо понимали, что нужно выходить на международный рынок, а для этого нужно либо действовать “как Китай” - клепать свой продукт, пока за одно место не схватят (если вообще схватят), либо заручиться поддержкой тех, кто причастен к сериалу.
На дворе был конец февраля, поэтому о международной экспансии нам пришлось временно забыть и сконцентрироваться на местных продажах. Через месяц, ближе к апрелю, Макс сообщил, что выходит из дела, продает станок для резки фанеры и выходит на наемную работу.
Именно тогда я и Маша задумались о том, чтобы попробовать запустить проект на площадке краудфандинга - чтобы первым делом собрать деньги на станок. Затем нас поглотила бытовая рутина - ремонт и переезд в новую квартиру (ждали мы это событие 4 безумно долгих года). Все наши ресурсы были перенаправлены на обустройство семейного гнезда и об игре временно забыли.
Про игру мы снова вспомнили уже после того как переехали. К тому моменту уже многое изменилось - Тина с мужем Василием, сами приобрели станок, а мы с Машей погрузились в бытовую рутину школа-работа-домашка. Вспомнили про игру уже в другом контексте - Краудфандинговый проект должен стать обучающим, обучающим для наших детей. Запуск проекта должен был показать им, что можно воплотить любую идею в жизнь, единственное, что требуется, так это приложить усилие и не опускать руки, если что-то не получается.
Так в январе этого года мы запустили проект по сбору средств на Boomstarter.
Немного о площадке
Кто бы как не воспринял то что я напишу ниже - это не реклама Boomstarter. Прорекламировать мне есть что - хотя бы наш с Машей новостной канал про маркетплейсы.
Ребята с этой краудфандинговой площадки реально помогают продвижением. К слову мы взяли самый минимальный пакет для размещения, но это не помешало им предложить нашу семью для участия в съемках для телевидения - сюжет про семьи, играющие в настолки, для передачи Доброе утро на России 1. Большое, человеческое спасибо Кириллу, Ольге и всей команде площадки за поддержку!
Про то, какие мы невезучие пираты, я писать не буду, так как все изложил здесь.
Если вкратце - от съемок мне пришлось отказаться, чтобы не рисковать здоровьем съемочной группы.
Раз не получилось массово заявить о себе с помощью TV, то я сам решил - покажу детям, какими инструментами можно еще воспользоваться, чтобы стать на шаг ближе к результату - коммерческому запуску продукта. Я начал бомбить паблики и издательства настолок с вопросами типа, “Мы семьей придумали настолку, есть ли какие-нибудь варианты с которыми они могут помочь нам заявить о себе?”.
И тут я понял, что я пират…
Кстати, наши фото врем отдыха в Турции это хорошо иллюстрируют
- Кто-то отказал в помощи, сказав, что они помогают от идеи, а у нас уже все готово.
- Кто-то явно заявил, что все это попахивает нарушением авторских прав. Да и сама игра не жизнеспособна, так как современные игроки в такое не играют.
- Один мой собеседник начал рассуждать, что я хитро использую формулировку “по мотивам” и так можно сделать что-то свое “по мотивам Властелина колец” или “Игры Престолов”.
- Другой сходу на мой запрос спросил купил ли я авторские права на игронизацию у создателей сериала.
А ведь, кроме шуток, изначально я планировал попросить разрешение на публикацию игры у создателя сериала Хван Дон Хёка. Но тут был один небольшой нюанс - он затворник, с ним почти нереально связаться в формате электронной связи. Поэтому мы тупо написали в Корейский Netflix. Ответ пока от них не получили. Ждем.
А пока ждем ответа на нашу просьбу, я задумался, пират я или все-таки нет.В игре мы максимально постарались отойти от визуала сериала, поставив в центр внимания сам игровой процесс. Безусловно мы используем некоторые хорошо узнаваемые образы - тех же персонажей охранников и ведущего. Но это делаем не только мы - YouTube вам в помощь. И я бы не сказал, что все, что делается по мотивам не приносит денег, причем как напрямую - продажа контента и всякой атрибутики, так и косвенно - набив массу подписчиков. Кстати шрифт мы взяли фанатский на кириллице, да и применили его буквально, чтобы стилизовать 11 букв.
Если говорить про саму игру, то она про игры, в которые дети в Корее, в Европе, в России или др. странах играют во дворах. Из сериала только последовательность, которую, если заменить, то ничего не изменится в игровом процессе.
Я конечно не юрист в области интеллектуального права, но уверен, что и ни у Хван Дон Хёка, ни у Netflix нет прав на эти игры. Есть ли у них права на образы охранников или ведущего - возможно. Но уверен, что сами эти образы чем-то или кем-то навеяны. Про охранников почему-то приходит в голову Slipknot времен первого альбома.
Но меня не это поражает. Меня почему-то задело представление меня как пирата - человека, который хочет нажиться на интеллектуальной собственности других людей.
Где-то это может и так - бесплатно, увы, в нашем мире ничего сделать не получится. Тоже волонтерство - в итоге все равно на что-то да потребуются деньги или кто-то за что-то заплатит.
Задело то, что мне какие-то душнила говорят, что я такой “фу”-пират, но при этом им срывает башню от “новых фигурок по мотивам” или минькам по D&D. В таком откровенном пиратстве они видят - творческий подход, любовь к делу, усердный труд моделеров и т.п.
Про миниатюры я хорошо знаю, так как сам собираю Warhammer Age of Sigmar и прекрасно вижу, как на том же Kickstarter ребята печатники (3D принтер) собирают десятки, а кто-то сотни тысяч зеленых за проекты по D&D и миньки по мотивам (типа я так вижу) Вахи.
Последнюю неделю все мои соц.сети забиты постами по теме как очередные ребята запустили краудфандинг по близняшкам из Atomic Heart.
Если говорить про “по мотивам” как о способе избавиться от ответственности, то “не все так однозначно”. Тот же Властелин колец привнес в жанр много нового, но не Толкиен первым придумал использовать волшебное кольцо, и не он последний. Про косплей вообще молчу - из чисто фанатского, гиковского действа он превратился в хорошо монетизируемую индустрию.
У каждого может быть свое видение по данному вопросу, но я точно не считаю себя ПИРАТОМ. И я не маскирую предлогом обучения детей современной коммерции, способ заработать. Не получится краудфандинг, вернемся на маркетплейсы. Тем более у нас к этому уже все готово - осталось только переехать на новую производственную площадку. Я реально хочу привить своим детям продуктовый подход - чтобы не работа ими руководила, а они работой. И, к сожалению, никто кроме родителей, детям такое на привьет.
В общем, пока жду ответ от Netflix, буду дальше прорабатывать свой продукт - игру по мотивам сериала Игра в кальмара.