Как начать руководить, если нет сотрудников?
Что делать, если вы застряли в должности специалиста, но чувствуете, что пора повышаться? Как говорится: "королевство маловато, разгуляться негде".
Еще хуже быть в состоянии вечного исполняющего обязанности, в подвешенном виде управлять коллективом, зная, что это формально никак не закреплено. Как пройти этот шаг от специалиста до микро-менеджера? Как доказать (себе и другим), что вы уже готовы, можете и будете управлять?
С похожей проблемой могут сталкиваться и индивидуальные предприниматели. Они понимают, что уперлись в потолок - без масштабирования, расширения штата уже не вывозят нагрузку и не увеличивают выручку.
Как тут применять делегирование, организацию и контроль, когда ты сам все и делаешь?
Вариант 1. Некем управлять.
У сотрудников "без подчиненных" есть 3 вектора:
- правильно показать свои лучшие стороны и добиться повышения;
- обрести уверенность в себе;
- начать управлять системно, чтобы быстро адаптироваться и закрепиться в новой роли, не допускать ошибок "новичка".
Важные правила для будущих руководителей:
1. Быть на виду.
Не стоит скромничать. Создавайте комьюнити, общайтесь, повышайте ответственность. Если есть возможность поучаствовать в смежном проекте, то не отказывайтесь.
Берите наставничество. Руководите в малом, тогда получится и в большом.
Индивидуальному предпринимателю это также нужно - можете продать себя как paботодателя, наймете лучший персонал.
2. Не занижать собственную значимость.
Если человек специалист - это не значит, что у него слабая функция, если бизнес маленький - не значит, что он не важен.
Вы можете говорить о своих достижениях!
Ваша деловая репутация и имидж важны. Их нужно поддерживать на высоком уровне, выступать с инициативами и показывать результат.
3. Знать и понимать мотивацию тех, кто вас нанимает и кого вы нанимаете.
Мотивы и цели у HR и ТОП-менеджера совершенно разные. Одному важно закрыть месячный план, а другому - реализовать стратегию предприятия.
Вы не можете рассказать о себе просто как о хорошем специалисте, а должны уметь продать себя как человек, приносящий пользу в новом качестве. Иначе так и будете хорошим специалистом.
Также работает и обратное правило: нанимаете тех, кто реально способен закрыть задачи бизнеса.
4. Системно мыслить.
Интуитивное управление - это путь проб и ошибок. Да, через 10-15 лет вы будете лучшим управленцем из многих. Но путь можно сократить и упростить.
Новичку или индивидуальному предпринимателю на старте вряд ли сразу придется управлять сотнями человек. Тут очень сильно влияние малых цифр и тонких настроек управления - вы в прямом контакте с каждым сотрудником, в режиме "ручного управления".
Каждого нужно замотивировать, научить, организовать, проконтролировать.
Вариант 2. Микро-коллектив – тоже коллектив!
Большой коллектив предполагает размах и масштаб. Если макро-управленец рисует батальные сцены широкими мазками на холсте, распоряжаясь огромным штатом, то микро-управление сродни росписи на фарфоре.
Одно неловкое движение - и весь узор поехал, сбился - чашку в брак. Тут нужна филигранная точность и внимание к деталям.
В управлении коллективом из 1-3 подчиненных очень большую роль играет эффект малых чисел. Если у вас один человек свалился в "болото" - то это значит, что сейчас в болоте ровно 50% штата. И нагрузка ляжет на остальных (в том числе на руководителя).
Важные правила в микро-коллективе:
1. Не включать "обычного сотрудника".
Часто руководитель маленького подразделения утрачивает свою роль, но этого делать нельзя. Ролевая пара должна соблюдаться в любом масштабе.
2. Не занижать значимость.
Если у вас маленький отдел — это не значит, что у него слабая функция. Как руководитель, вы можете говорить о своих достижениях, договариваться с ТОПами об удобных для себя (и отдела) условиях.
Ваша деловая репутация и имидж важны. Их нужно поддерживать на высоком уровне, выступать с инициативами и показывать результат.
3. Доверие и мотивация.
Маленькая команда нуждается во взаимной страховке. А без доверия - нет поддержки.
Каждый сотрудник должен быть высокомотивирован и понимать цели компании (тут придется постоянно быть в курсе, поддерживать личную коммуникацию).
Руководитель формирует такой климат в коллективе, чтобы сотрудникам не хотелось его внезапно покинуть.
4. Взаимозаменяемость.
Постоянное наставничество и передача дел, обмен информацией, прозрачность отчетности. Стопроцентное понимание задач (желательно с первого раза) .
5. Регламенты.
Чем больше четких бизнес-процессов, автоматизации, типовых регламентов - тем проще делать все, что касается "ручного труда".