Эта статья не про ChatGPT: как отчет в Google Looker Studio помогает нам оценивать эффективность работ по SEO
Привет, на связи агентство digital-маркетинга Remarka remarka.agency и SEO-специалист Андрей Храпов. Мы занимаемся SEO-продвижением, настройкой контекстной и таргетированной рекламы, и придерживаемся принципа полной прозрачности в работе с нашими клиентами. Каждый месяц мы предоставляем подробные отчеты о достигнутых результатах, выполненных работах и планируемых действиях.
Нам важно, чтобы отчеты были честными и содержали как успешные, так и неудачные показатели, это позволяет проанализировать полученные данные и выбрать наилучшую стратегию продвижения.
В этой статье расскажем, как мы автоматизировали отчетность по SEO при помощи Looker Studio (ранее называлась Google Data Studio), почему выбрали именно её, рассмотрим преимущества и недостатки данного инструмента и поделимся шаблоном отчета, которым пользуемся сами и который помогает нам оценивать результаты работ по поисковому продвижению.
Почему именно Looker Studio?
За время работы мы опробовали различные форматы отчетности, включая сервисы для автоматической генерации отчетов и инструменты веб-аналитики. Однако ни один из этих вариантов не был удобным для работы на 100%. Например, чтобы понять эффективность продвижения проекта с помощью Google Analytics, приходилось переключаться с одного отчета на другой и фильтровать большое количество данных.
Мы пробовали сервисы для автоматического создания отчетов, но и от них мы тоже отказались, так как они не могли удовлетворить наши потребности в создании кастомизированных отчетов, содержащих необходимую нам информацию. Кроме того, они были ограничены в возможностях интеграции с другими инструментами, что приводило к ручной обработке данных и увеличению времени на создание отчетов.
В итоге потом, кровью и с помощью нашего опыта мы решили перевести отчеты в Looker Studio, что оказалось на данный момент самым удачным вариантом как для нас, как исполнителей, так и для наших клиентов, и сейчас мы подробно расскажем вам, чем именно.
Remarka Agency теперь в твоем Телеграм!
Подпишись, чтобы не пропустить свежие статьи, интересные кейсы и важные новости из мира digital!
Преимущества Looker Studio:
- Визуализация: здесь доступна возможность создавать отчеты с графиками, таблицами, диаграммами и другими элементами. Просто и буквально в один клин.
- Оптимизация: в программе очень удобное объединение данных из разных источников, таких как Google Analytics, Google Search Console и других инструментов.
- Big data: сервис предоставляет обработку больших объемов данных.
- Командная работа: здесь есть возможность совместной работы и обмена данными между сотрудниками, что позволяет быстрее принимать решения.
- Автоматизация: создание отчетов здесь выполняется нажатием клавиши, что позволяет сэкономить время и снизить ошибки, связанные с ручным заполнением таблиц.
- Уникальность: в сервисе предусмотрена возможность создавать кастомизированные отчеты, которые подходят для потребностей конкретного клиента с учетом специфики сайта и бизнеса.
- Рационализация: настройка автоматической отправки отчетов клиентам в удобное для них время позволяет специалисту быть спокойным в пятницу вечером, пока он попивает своё пиво, что отчёт будет отправлен и получен вовремя.
Но так как нам за эту статью никто не заплатил и она у нас не рекламная, а скорее полезная, вот вам ложка дёгтя.
Несмотря на все преимущества, у инструмента есть ряд недостатков:
- Использование большого количества источников данных может привести к ухудшению производительности и задержкам при обновлении отчетов и дашбордов.
- Нет официальных коннекторов Looker Studio для Яндекс.Метрики, Топвизора и других SEO-инструментов.
- Для создания отчетов требуется накопление объема данных. Поэтому если сайт новый или на нем не установлены счетчики аналитики, пользоваться Looker Studio не получится.
- Иногда возникают разные ошибки с источниками данных. Например, если учетная запись Google, связанная с источником данных, не имеет разрешения для доступа к данным или если пытаться импортировать данные в неправильном формате.
Как это устроено:
Чтобы создать отчет в Looker Studio, нужно было выбрать, какую информацию выводить на дашбордах. Изначально наш отчет в Looker Studio состоял из одного листа и содержал ограниченное количество данных.
Поэтому мы решили разработать новый отчет, в котором будет отображаться вся необходимая информация как для клиентов, так и для SEO-специалистов. Ну а после внедрения на своих проектах решили поделиться этим отчетом с вами. Шаблон для самостоятельной работы вы сможете найти в конце этой статьи, а мы пока по страницам разберем, из чего состоит сам отчет.
Важно: В качестве источника данных мы используем образец аккаунта Google Analytics и Google Search Console.
Шаблон отчета состоит из 13 страниц:
- Отчет о выполненных работах;
- Эффективность сайта;
- Распределение органического трафика по устройствам;
- Популярные страницы органического трафика;
- Сравнение каналов трафика;
- Показатель доходов (органический трафик и все каналы трафика);
- Распределение органического трафика по доходам;
- Показатели доходов по аудитории;
- Показатель достижения целей (органический трафик и все каналы трафика);
- Показатель достижения целей по страницам;
- Показатели достижения целей по аудитории;
- Показатели ключевых слов.
Каждая страница содержит оптимальный набор таблиц и графиков. Но при необходимости шаблон можно редактировать, удалять лишнее и добавлять свои данные.
В качестве источников данных мы используем Google Analytics, Google Search Console и Google Таблицы. В будущем планируем подключить к отчету данные из Яндекс.Метрики и Топвизора.
1. Отчет о выполненных работах
На первом листе отчета SEO-специалисты заполняют выводы и наблюдения по проекту, а также указывают выполненные работы и список работ на следующий месяц с трудозатратами и крайним сроком их выполнения.
2. Показатели органического трафика
На втором листе мы решили вывести основную информацию об органическом тафике.
Это:
- число сеансов;
- количество просмотров страниц;
- показатель отказов;
- количество просмотренных страниц за сеанс;
- средняя длительность просмотра страниц;
- средняя стоимость перехода на сайт из поисковых систем;
- средняя стоимость оформления заказа из поисковых систем.
По умолчанию эти данные выводятся за текущий месяц, но при необходимости можно выбрать нужный период. Также все эти показатели можно сравнить с прошлым месяцем и за последние 12 месяцев.
Чтобы понять динамику трафика, на странице выводится график с сеансами и просмотрами страниц по месяцам.
Также на листе выводится таблица со страницами входа, показателями отказов и средней длительностью просмотра страниц.
С помощью этих данных можно ответить на следующие вопросы:
- какова общая посещаемость сайта? Число сеансов и количество просмотров страниц позволяют оценить общее количество посетителей сайта и количество просмотренных ими страниц;
- какова эффективность страниц сайта? Показатель отказов позволяет оценить, как страницы удерживают посетителей на сайте, а количество просмотренных страниц за сеанс и средняя длительность просмотра позволяют оценить, насколько интересны и полезны эти страницы.
3. Эффективность сайта
На этом листе представлены данные о показах, кликах, средней позиции сайта и его CTR.
С помощью этих графиков можно понять, как пользователи взаимодействую с сайтом в поиске и насколько эффективна выбранная SEO-стратегия.
Также на этом дашборде представлены данные о трафике, исключая брендовые запросы. Это обусловлено тем, что рост трафика по брендовым запросам может быть связан не только с результатами SEO-продвижения, но и с другими факторами, такими как реклама, PR и т.д. Однако, если мы замечаем рост количества посетителей по небрендовым запросам, это является показателем эффективности SEO-стратегии.
4. Распределение органического трафика по устройствам
На этом дашборде выводится информация, которая поможет найти ошибки в адаптивности сайта и определить профиль посетителей.
Например:
- показатель отказа по устройствам позволяет понять, насколько хорошо сайт оптимизирован под каждое устройство.
- с помощью метрики «Время на странице» можно увидеть, насколько интересен и полезен сайт для посетителей, использующих различные устройства. Эта информация поможет в оптимизации контента;
- для проектов, которые продвигаются в нескольких регионах, будет полезно узнать, откуда приходит трафик на сайт и с помощью каких устройств они это делают.
5. Популярные страницы органического трафика
С помощью этого дашборда можно:
определить страницы, на которые пришло больше всего пользователей из поиска;
понять поведение пользователей на этих страницах;
- понять тенденцию в привлечении новых пользователей на сайт;
- оценить, какие страницы на сайте приносят больше всего прибыли.
Все полученные данные сравниваются с прошлым годом, чтобы видеть динамику.
6. Сравнение каналов трафика
Если проект занимается привлечением трафика не только с поиска, но и с других каналов, будет полезно сравнить их между собой. С помощью этого дашборда можно определить:
- с каких каналов приходит больше всего трафика;
- какие каналы приводят к наибольшему количеству целевых посетителей, т.е. тех, кто заинтересован в продукте или услуге;
- с каких каналов выполняется больше всего конверсий.
7. Показатель доходов (органический трафик и все каналы трафика)
Определить, сколько прибыли приносит трафик из поисковых систем, можно с помощью этого листа.
На нем выводятся следующие данные:
- какой доход приносят пользователи;
- какой процент конверсии;
- какова средняя стоимость заказа;
- сколько в среднем дохода приносит один пользователь.
Напротив органического трафика выводятся эти же данные со всех каналов трафика.
Для анализа динамики показатели за текущий месяц сравниваются с прошлым месяцем и за последние 12 месяцев.
8. Распределение органического трафика по доходам
С помощью этого листа можно определить:
- как влияет трафик на прибыль. Например, если на сайте растет трафик с поиска, а прибыль осталась на прежнем уровне, значит на сайт привлекается нецелевой трафик из-за неправильной SEO-стратегии или некачественной оптимизации.
- доходы по устройствам. Например, больше половины пользователей с поиска заходят на сайт через мобильные устройства, но при анализе доходов видно, что они не приносят прибыли. Значит нужно проводить работы над оптимизацией мобильной версии сайта.
- доходы по страницам. С помощью этой таблицы можно определить, какие страницы приносят прибыль и как на них конвертируется трафик.
Для анализа динамики все данные сравниваются с предыдущим годом.
9. Показатели доходов по аудитории
С помощью этого дашборда можно понять, какой тип пользователей приносит больше всего прибыли. Например, график с доходом по местоположению поможет определить регион с наиболее выгодными клиентами. А график с доходом от новых и вернувшихся пользователей поможет определить, насколько успешно работает стратегия по удержанию и увеличению лояльности пользователей.
10. Показатель достижения целей (органический трафик и все каналы трафика)
На этом листе выводятся данные с достижениями целей и процентом конверсий пользователей с поисковых систем. Для анализа эффективности SEO-продвижения рядом выводятся данные по целям и конверсиям со всех каналов трафика.
Внизу дашборда выводится график с сеансами и коэффициентом конверсий по месяцам. С его помощью можно следить, насколько успешно конвертируется привлеченный трафик с поиска.
11. Показатель достижения целей по страницам
На этом дашборде выводится информация с достижениями целей по страницам.
Этот лист будет полезным, чтобы:
- определить наиболее эффективные или проблемные страницы на сайте;
- оценить, насколько успешными были изменения, внесенные на страницу сайта. Например, можно определить, как изменение макета страницы повлияло на конверсии;
- сравнить страницы между собой.
12. Показатели достижения целей по аудитории
Анализ достижения целей и конверсий по аудитории поможет:
- определить, какие группы пользователей склонны к покупкам на сайте;
- понять, в каких регионах сайт популярен и эффективен в привлечении клиентов;
- оценить, насколько эффективно работает стратегия по привлечению новых пользователей и их удержанию;
- определить, с каких устройств чаще всего происходит конверсия.
13. Показатели ключевых слов
Для клиента этот дашборд не особо интересен, а вот для SEO-специалиста крайне полезен, так как на нем можно провести анализ ключевых слов и определить:
- наиболее популярные запросы;
- запросы с низким и высоким CTR;
- запросы, которые не используются на страницах, но ранжируются в поиске.
Для удобства вверху страницы добавлены фильтры, с помощью которых можно выбрать определенный тип устройства, ввести запрос или выбрать его из списка и выбрать определенный URL страницы.
Как использовать шаблон нашего отчёта
Чтобы скопировать наш отчет для использования, откройте шаблон и нажмите на три точки, расположенные в правом верхнем углу экрана. Откроется меню, в котором нужно нажать на опцию «Создать копию».
После того, как скопируете шаблон отчета, не забудьте добавить свои собственные источники данных, так как в шаблоне используются демонстрационные аккаунты Google Analytics и Google Search Console, и пользуйтесь на здоровье!
Вместо вывода
Благодаря Looker Studio мы сильно оптимизировали работу отдела и подготовили подробный отчет, с помощью которого можем не только отслеживать тенденции в работе, выявлять сильные и слабые стороны выбранной стратегии, но и своевременно и сообща вносить необходимые изменения, чтобы улучшать результаты.
А самое главное, мы можем предоставлять более детальную и развернутую информацию нашим клиентам, что позволяет им наглядно понимать, как мы работаем и каких результатов достигаем, а при необходимости можем настраивать отчет под конкретные потребности клиента. Например, если клиент не готов предоставлять данные о продажах, можно убрать страницы с финансовыми показателями. Или если клиент попросил включить в отчет данные по внешним ссылкам, можно добавить страницу с количеством ссылок и доменов, которые ведут на сайт.
В комментариях можете поделиться, какими инструментами для рутинных отчётов пользуется ваша команда специалистов отдела SEO, а если вам пришёлся по душе шаблон нашего отчета или наоборот, вы хотите рассказать, чем он плох – тоже добро пожаловать в комментарии.