PUSY на 53 млн. в месяц. Теория активов на примере товарного бизнеса
Поговорим про то, что помогает предпринимателям действительно богатеть в долгосрочной перспективе. С примерами, кейсами и историями из жизни.
Меня зовут Вик Довнар (попа не моя). Я основатель Hooglink.Agency. В прошлом году мы продали на 800 млн. рублей товара на Авито и Юла. Веду телеграм-канал про новые ниши в бизнесе @vikenot
У меня есть теория, которая подкреплена собственным опытом и примерами. Если коротко - заработать можно на любой фигне, а стать богатым - только с помощью активов.
Это правда в 99% случаев. И я говорю не про книгу Роберта Киосаки “Богатый папа, бедный папа”. Я говорю про обычный товарный бизнес.
Не торопитесь писать в комментариях “инфоцыган” или “где твой табор?” Сейчас будут примеры. Много примеров.
Что такое активы простыми словами? Это всякие штуки, которые участвуют в создании дохода. Например, палатка мороженого на козырном месте у метро приносит вам 300 тысяч рублей чистыми. Если копнуть глубже, сама палатка не является активом, а актив - это ваше козырное место, которое каким-то чудом вы сумели занять.
Ценность актива (и его стоимость) исходит из расчета прибыли, которую можно получить благодаря этому активу.
Пока все просто.
Ваша pusy в товарном бизнесе
Активом может быть аудитория. Возьмем бренд женской декоративной косметики Pusy блоггера Илоны Дрожь (да именно ее попка украшает превью моей статьи)
Нееет, просто у Илоны 593К подписчиков в Инсте, которые скупают сразу все новинки. А гонит Илона трафик на карточки товара на WB. Конечно, и карточка товара в выдаче маркетплейса тоже растет из-за инста-трафика.
Средний чек - 900 рублей. Среднее количество продаж в день - 1600. Всего - 34 sku.
Без какой-то агрессивной рекламы, за счет лояльной аудитории.
Интересно, что аккаунт Илоны в Инсте блокировали несколько раз и она начинала с нуля. И опять набирала аудиторию.
Что дает этот актив?
Не нужно постоянно заниматься самовыкупами. Даже первые клиенты придут с блога и купят. Не нужно писать отзывы - лояльная аудитория напишет их за вас. В итоге, бизнес приносит больше прибыли при меньших затратах. Надо сказать, что товарный бизнес у Илоны даже не основной источник дохода.
Тоже самое в агентском бизнесе (только без задниц 🤷♂). Например, в моем. У меня в относительно небольшом телеграм-канале сидят ребята из Hoff, Vezu, Столплит, Яндекс, Атол и других больших брендов. Компании из подписчиков в телеграмм часто становятся клиентами. Больше подписчиков - больше клиентов.
Актив ли блогерство на vc.ru? Нет, я не считаю это за актив.
Вы не можете предсказать - выйдет в топ ваша статья, завирусится или нет. Да, вы можете понимать чаяния аудитории и алгоритмы площадки, но результат неизвестен. Когда в телеграм вы точно понимаете, что каждый пост прочитает определенное количество людей и часть из них купит.
Что-то становится активом, только, если доход с него можно просчитать...
Почему я хотел купить компанию Isolux?
Когда мы только начинали развивать 169.ru, я и учредитель с восхищением смотрели на бренд Isolux. У нас был один маленький магазин-склад. А у них 5 магазинов и вхождение в топ 100 e-commerce-компаний России (оборот был более миллиарда рублей в год). Но, через несколько лет мы их обогнали в выручке.
А во время ковида у них начались проблемы. Они закрыли все магазины. Работая на заемные средства, компания должна была сотни миллионов рублей. Но у них остались активы - бренд и сайт. Я вышел на одного из руководителей компании, который должен был донести владельцам наш оффер. Причем, оффер был по сайту, так как вопрос с брендом отпал сразу после общения (из-за юр.вопросов).
Речь шла о десятках миллионов рублей. Почему мы готовы были заплатить такие деньги за сайт?
Потому что Isolux.ru на тот момент генерировал 700 000 уникальных посетителей в месяц на свой сайт. Это был коммерческий трафик (Seo + брендовые запросы). Без рекламы. А мы торговали похожим ассортиментом (а значит, могли окупить вложение за несколько месяцев).
Жалко, но потом выяснилось, что домен был привязан к бренду и в случае судебных разбирательств, у нас его могут забрать.
Если вы делаете классический e-commerce (например, интернет-магазин или нишевый маркетплейс), то у вас есть актив, который может генерировать прибыль, а потом быть проданным.
Ваши основные активы в товарке:
- Люди, знающие ваш бренд (брендовые запросы)
- Клиентская база (с которой можно работать на увеличение LTV)
- Прямые заходы на сайт (коммерческий трафик)
- Подписчики в мессенджерах, ботах и некоторых соц.сетях
- Система маркетинга в компании
- Коммерческая недвижимость в проходимых местах
- Ноу-хау, которое решает проблему
- Бизнес-модель, дающая вам преимущество
Побочные активы:
- SEO трафик, отзывы на различных ресурсах, контент на страницах сайта.
- Карточки товара в топ выдачи на маркетплейсах
- Понимание алгоритмов платформ и маркетплейсов
- Уникальный товар или свободная ниша
Основные активы приносят деньги и их можно продать. Побочные активы важны, но не надежны. Они не основа бизнеса.
Даже, если что-то случится с рекламой (например, если не будет GoogleAds, Google Merchant, таргета в соц.сетях и скукожится CPA-рынок, как собственно и произошло год назад), вы все равно выживите, если у вас будут основные активы.
Пойдете на Юла и Авито или будете покупать рекламу у блогеров. Главное, что основа бизнеса - это постоянные покупатели, ваш бренд и система маркетинга в целом.
Пример, к нам зашел клиент на Авито с нишей дизайнерских стульев. Сам директор сказал, что у них раньше все продажи были с таргета в инсте и своего аккаунта.
Я мог вложить миллион в рекламу и вытащить 7 чистой прибыли. Но уже год таргета нет и мы работаем только с теми, кто ранее подписан, плюс стараемся взаимодействовать с блогерами. Продажи упали на 50%
То есть, у чувака нет рекламы год. И он все равно получает со старого актива клиентов и заказы. Да, на 50% продажи упали. Но они есть и без особых вложений, то это и есть актив. На который вначале компания поработала, а теперь собирает урожай в засуху.
Почему у селлеры маркетплейсов не имеют активов?
Есть ли основные активы у селлеров маркетплейсов, которые работают только на МП?
Я думаю, нет. И если вы работайте только на WB, Ozon, Я.Маркет, то вы не создаете основных активов.
Представьте, что завтра WB вас заблокировал, поменялись алгоритмы или просто площадка закрылась из-за судебных запретов (например, мыши сожрали сотрудника склада) - с этой компанией может произойти все, что угодно. И что останется от вашего бизнеса? Много нераспроданного товара?
Более частый случай: в вашу нишу на WB зашло слишком много игроков и маржинальность упала до уровня затрат. Что дальше? Где то, ради чего вы работали? Нужно искать новый товар. Актива нет.
По факту, селлеры не создают дополнительной ценности, не работают с базой клиентов. Если клиент возвращается в их магазин через МП, то они платят издержки за повторную транзакцию. Актива нет, вы всегда платите.
Но самая гениальная выдумка Эншейнов с WB и Ozon - это привлечение трафика на площадку за деньги селлеров. Дайте оскара этим ребятам. Я не шучу. Развивать свои основные активы за чужой счет, а потом еще штрафовать селлеров, - это достойно нобелевской (мат) премии.
Поэтому, еще раз. Если вы работайте и зарабатывайте на маркетплейсах, создавайте надежные активы вне площадки. Иначе бизнес будет скоротечным.
Философия:
Моя главная философия бизнеса - это накопление активов для себя (ну, и своих клиентов). Вещей, которые будут приносить деньги долгосрочно.
Мы живем в быстро меняющимся мире, люди хотят получить результаты как можно быстрее. Но зачастую так не работает: 9 женщин за 1 месяц не выносят здорового ребенка. На это нужна одна женщина и 9 месяцев.
Чтобы разбогатеть, у вас должно быть много разных активов, которые с большой вероятностью принесут вам доход. На их создание нужно время и стратегия.
Здесь, на vc.ru люди удивляются, как мне удалось продать редакцию. Даже некоторые говорят “втюхать”.
Но я же не редакцию продал, я продал актив в виде заключенных контрактов с возможностью их пролонгировать. Персонал и система по факту была приятным дополнением.
Подведем итоги: чтобы разбогатеть, нужно копить основные активы. Они стоят денег. Они - безопасность вашего бизнеса. Точка.
В дополнение. Тот же развитый магазин на Авито, не является активом в бизнесе. Но Авито, как и Юла позволяет копить базу и переводить клиента на продажи через свой e-commerce. А потом делать возвратные продажи вне площадки.
Мы можем бесплатно просчитать бизнес на Авито и Юла, составить декомпозицию и заранее понять стоимость лида и клиента.