Как сменить профессию, но сохранить работу

Даже если до вас в компании так никто не делал.

Я Катя Сергеева, работаю T&D специалистом в KODE и помогаю сотрудникам получать новые знания и навыки. Один из запросов, с которым ко мне приходят, — смена профессии. В статье рассказываю, что делать тем, кто понял, кем хочет стать, когда вырастет.

Как сменить профессию, но сохранить работу

До прихода в IT я семь лет проработала в гостиничном бизнесе. Была в моей карьере и попытка сменить профессию: перейти с должности хостес в ресторане в консьержи отеля. Тренинг по работе с гостями состоял из теории и сорока часов практики в свободное от работы время. Совмещать было тяжело, и, честно признаюсь, что консьержем я так и не стала. Зато получила много новых знаний и до сих пор наблюдаю за развитием профессии в нашей стране.

В KODE этот опыт мне пригодился, когда у нас появилась программа по смене специализации.

Сколько людей хотят сменить профессию и почему это важно

Чтобы понять, как часто у людей появляется запрос на смену профессии, мы посмотрели исследования:

  • 85% работников в 2022 году хотя бы раз думали о смене профессии;
  • по другим оценкам сменить работу в прошлом году хотел 71% работников в России, из них 39% хотели сменить её кардинально — уйти в другую профессию.

По мнению McKinsey & Company, у желания «сбежать» две основных причины: кажется, что организация или руководитель не ценят сотрудника, и нет чувства сопричастности к рабочим задачам. Когда на этом фоне мы слышим вдохновляющие истории о тех, кто в 40 лет бросил условную бухгалтерию, стал дизайнером и наконец счастлив, нам тоже хочется рискнуть. Но «подушки безопасности» нет, ипотеку надо платить, а время на учёбу можно найти, если спать по три часа в сутки.

Чтобы смена профессии была комфортной, нужно обезопасить себя финансово. Самый простой способ это сделать — перейти в другую сферу внутри своей компании, не увольняясь и не сжигая мосты.

Как учиться, если ты уже вырос

«Будешь плохо учиться — дворником станешь» не заставляло нас делать уроки даже в детстве. А со взрослыми внешняя мотивация (начальник будет ругать) работает ещё хуже. Зато внутренняя выходит на первый план и помогает достигать невозможного.

Об этом говорит и андрагогика — наука об обучении взрослых. Ученик независим (я сам решаю, что мне изучать и когда) и мотивирован внутренне (хочу в IT, чтобы работать в регионе за московскую зп). В обучении взрослых помогает предыдущий опыт. Роль наставника здесь — не контролировать, а лишь подсказывать верное направление.

Поскольку разные профессии требуют разных скилов, у нас в компании нет единой программы для всех желающих приобрести новую специальность. Мы зафиксировали общие принципы, которым следуют все, кто хочет сменить профессию, и определили порядок: куда бежать, кого спросить и кто принимает решение.

Наши принципы такие:

  • Любой сотрудник при желании может инициировать процесс перехода в другой отдел, и при должном подходе всё закончится успехом.
  • Должный подход — это когда руководитель только даёт направление и отвечает на возникающие вопросы, а действуют сотрудники самостоятельно.

Расскажу, как это работает на практике.

Как совершить переход

Первый этап перехода — коммуникация «всех со всеми». Это нужно, чтобы понять, как карьерный поворот одного человека повлияет на его текущую и будущую команды. Действуем так:

  • «Я хочу перейти в другой отдел» — сотрудник, который собирается сменить профессию, говорит об этом своему руководителю.
  • «Антон хочет работать в твоей команде. Что ты об этом думаешь?» — текущий и потенциальный руководители обсуждают переход. Если всё ок, двигаемся дальше.
  • «Сколько времени понадобится на переход?» — обозначаем сроки. Три месяца мы отводим на кардинальную смену профессии или если нужно совмещать большую загрузку в текущей должности с обучением. Если сотрудник не сильно загружен или преходит в смежный отдел, может хватить и месяца. При этом мы стараемся соблюдать work-life balance, а не нагрузить человека так, чтобы он выгорел и передумал.
  • «Чтобы перейти, тебе нужно изучить это» — составляем план развития. Каждую теоретическую тему закрепляем на практических задачах: сначала берём их из нашей базы материалов для стажировок, затем даём реальные кейсы под присмотром ментора.
  • «Всё идёт по плану» — сотрудник продвигается по плану развития: изучает теорию и решает задачи. Чаще всего теорию он учит в личное время, а на практику мы выделяем рабочее, если загрузка это позволяет.
  • «Я сделал!» — после завершения обучения сотрудник показывает результаты на встрече.
  • «Добро пожаловать в новую команду!» — если всё прошло успешно.

Это общие принципы, но в каждом случае всё индивидуально.

Гульчачак Исламова
младший аналитик KODE (ex технический писатель)

Когда я решила сменить профессию, то заручилась поддержкой обоих руководителей, текущего и будущего. Тимлид аналитиков составил мне план развития на два месяца, но подготовка немного затянулась из-за моей загрузки на проектах. Для обучения мне выделяли время, так что я была парттайм: техпис и студент.

В новой должности я почувствовала уверенность, когда втянулась и начала лучше понимать специфику работы. Я продолжаю изучать новые для меня вещи и не жалею о принятом решении.

Бывает и так, что сменить специализацию предлагает не сам сотрудник, а лид команды — если мы видим, что знания и навыки человека будут полезнее в другой сфере.

Таня Сулимова
младший digital-аналитик KODE (ex аналитик разговорных продуктов)

В KODE я сначала занималась аналитикой разговорных интерфейсов. Изучала, как люди общаются с ботом, находила ошибки классификации и такие запросы пользователей, которые мы не предусмотрели изначально, но они могли бы стать хорошими фичами. Я не задумывалась о смене профессии — всё произошло само собой.

В какой-то момент на проектах стало появляться всё больше задач не по речевой, а скорее по продуктовой аналитике — диалоговые системы не существуют в вакууме. Припоминаю встречу с моим лидом, во время которой я говорила о диссонансе позиции и реальных задач. На это мне предложили ревью со стороны аналитиков. На пересечений этих обстоятельств и случился переход в другой отдел. В новой должности у меня был ментор и период обучения, два месяца.

Сейчас я готовлю для разработчиков разметку по сбору данных, работаю в аналитической системе и с БД, обдумываю метрики, по которым оцениваются фичи, составляю требования, отчёты и постоянно учусь. По результатам обучения некоторые разрозненные фрагменты складываются в единый пазл — это классно! И, конечно, добавляется уверенность.

Зачем это компании

Нового сотрудника нанимают, когда количество задач растёт и команде не хватает рук. Если позже он говорит, что хочет сменить профессию, в разных компаниях это могут воспринимать по-разному:

😡 «На старте мы договаривались на одни условия, а теперь он хочет их изменить».

😌 «Мы поддерживаем рост сотрудников, значит — и горизонтальный тоже».

Главное, из чего мы исходим, — люди важнее процессов.

В ценностях нашей компании есть понятие «синергия» — это умение использовать знания и навыки всей команды. Если человек принимает осознанное решение о смене профессии, мы идём ему навстречу. Взамен получаем лояльность и специалиста, который умеет работать именно так, как привыкли мы.

Конечно, из правил есть исключения. Отказать в смене специальности (такое тоже бывало) мы можем по нескольким причинам:

  • Когда всем очевидно, что переход в другой отдел — лишь попытка сбежать от неприятностей.
  • Если в разговоре с сотрудником выясняется, что решение о переходе было спонтанным.
  • Если планы компании по загрузке отделов не совпадают с желанием сотрудника.

Тем, кто тоже подумывает о переходе

Если профессия не приносит удовлетворения, а компания устраивает, возможно, стоит подумать о смене специальности. Вот что важно учесть перед тем, как принять решение↓

Убедиться в том, что оно вам точно надо. Может, проблема не в смене специализации, а в смене условий работы? Что будет если сходить в отпуск или уйти на удалёнку?

Что может помочь:

  • расписать все плюсы-минусы текущей работы (только честно расписать, а не просто подумать об этом 5 минут в перерыве).
  • нетворкинг — поговорить с коллегами из интересующего отдела, расспросить, чем они занимаются, что им нравится в их работе, что беспокоит. У соседа трава не зеленее, во всех сферах есть свои недостатки.

Обсудить возможность перехода в своей компании. Какой профит получит компания от вашего перехода? Как будете объяснять, что решение не спонтанное, а взвешенное?

Что может помочь:

  • открытый диалог — даже если в смене профессии откажут, честный разговор поможет разобраться и улучшить текущее положение.

Выделить свободное время. Скорее всего, придётся не просто добавить два учебных часа в день в календарь, а договориться с собой и обменять их на что-то в своём графике: просмотр сериалов, встречи с друзьями или спорт. Готовы?

Что может помочь:

  • проанализировать (да, опять не в голове, а на бумаге) из чего на самом деле состоит день.

Если после этого желание сменить профессию не пропадёт, выходите на диалог с руководителем. Возможно, этот разговор положит начало новому процессу в компании и новому этапу в вашей жизни.

1515
2 комментария

О, да, конечно, лучше всего сменить профессию, но при этом сохранить свою работу. Ну, кто же не мечтает о том, чтобы получать знания и навыки в новой области!

Ответить
Автор

Не лучше всего, а один из возможных вариантов. Кому-то подходит, кому-то нет.

Ответить