Партнер по бизнесу запускает аналогичный проект: как бороться?
Один из ключевых рисков ведения бизнеса в партнерстве — это риск того, что когда-нибудь твой партнер параллельно запустит аналогичный бизнес. Этому риску подвержены 100% партнерских компаний. Ведь совладельцы знают про бизнес всё или почти всё: клиентов, сотрудников, поставщиков, нюансы продвижения, технологии и т. д.
Что с этим делать?
Заметка из нашего telgram-канала
Далее будет:
- В чем проблема?
- Как работать с риском (превентивно)?
В чём проблема?
- Ваш партнер по совместному бизнесу имеет доступ к ресурсам компании: к базам данных, сотрудникам, клиентам, бизнес-процессам и т. д.
- Партнер получает определенный опыт, навыки, связи в конкретном бизнесе.
- Партнер запускает уже свой личный бизнес, аналогичный вашему совместному с ним предприятию. С точно такими же либо схожими продуктом, целевой аудиторией, локации, стратегией продвижения и т. п.
- Партнер-конкурент и его личная компания получают преимущества: не нужно тратиться на анализ рынка, формирование первичной клиентской базы, поиск сотрудников, разработку технологии, выстраивание бизнес-процессов.
- Ваша компания теряет часть клиентов и сотрудников. Увеличивает затраты на маркетинг. Возможно, теряет и эксклюзивность самой идеи.
Как работать с риском?
Соглашение о неконкуренции – юридический запрет партнеру на аналогичную конкурирующую деятельность
На самом старте совместного бизнес-проекта, когда вы с партнером только создаете компанию, следует заключить Соглашение о неконкуренции.
Сформулируем несколько его ключевых правил:
1. Укажите, чем будет заниматься совместная компания
Максимально подробно, четко и ясно. Уже завтра и в перспективе.
Ресторан / итальянской кухни / в Москве. Можно даже указать средний чек и критерии к локации.
Производство полипропиленовых труб и фитингов к ним / и только для экспорта.
Сеть автоматизированных моек без использования ручного труда / только для транспорта весом до 3 тонн / вся территория РФ
2. Укажите, что стороны будут считать конкурирующей и запрещенной деятельностью
Это могут быть: создание аналогичного бизнеса, приобретение доли в аналогичном бизнесе, консультирование аналогичного бизнеса и т.д.
3. Укажите, чем партнеры вправе заниматься самостоятельно и что не будет нарушением
Если до создания совместного бизнеса партнеры уже имеют опыт и занимались схожей деятельностью самостоятельно, то они вряд ли согласятся на тотальный запрет аналогичной деятельности. В этом случае разделите продукт, целевую аудиторию, территорию, используйте иные критерии.
Ресторан японской кухни на Сахалине одного из партнеров вряд ли окажет негативное влияние на общий бизнес партнеров в Москве.
4. Установите срок запрета
В большинстве случаев партнеры вводят ограничение на весь период совместного ведения бизнеса.
В нашей практике встречались и тотальный запрет в первые 3 года от старта общего дела с последующим послаблением.
И обязательство не конкурировать в течение Х лет после выхода партнера из бизнеса (когда остальные партнеры продолжат этот бизнес).
5. И санкции за нарушение
Неизбежность и тяжесть наказания лучшим образом предотвращаю нарушение.
Согласуйте их с партнером в Соглашении. Тут и:
- денежные штрафы (их размер может достигать миллионов – об этом мы пишет подробнее тут), и
- поражение в корпоративных правах (ограничение доступа к информации, лишение части прибыли либо даже части доли в бизнесе),
- выкуп у партнера-нарушителя его доли в бизнесе.
6. Учтите риски от номинала в вашей схеме
Вот еще один довод в пользу того, что юридическим совладельцем бизнеса должен выступать реальный бенефициар, а не его номинальный представитель, родственник, друг и подобное лицо. Наказание «номинала» будет менее эффективным, чем наказание реального собственника.
Частично проблема решается тем, что реальный бенефициар указывается в Соглашении о неконкуренции, но не как сторона, а как лицо, за неконкурентное поведение которого «номинал» как бы поручается. И нарушение со стороны которого признается нарушением самого «номинала».
Но, во-первых, реальный бенефициар может отказаться от упоминания своего имени в документах. Во-вторых, взыскивать штраф с «номинала» может оказаться сложной задачей.
7. Третейский арбитраж
Вы с партнером можете согласовать передачу споров не в государственный суд, а тот арбитраж (третейский суд), которому доверяете. Из плюсов помимо доверия: высокая скорость рассмотрения дела и отсутствие апелляций.
Соглашение о неконкуренции (Non-Compete Agreement, NCA)
– юридически обязывающее соглашение, по которому совладелец бизнеса принимает на себя обязательство не совершать конкурирующих действий по отношению к этому бизнесу. При этом стороны дают четкое определение, какие действия будут считаться конкуренцией.
Как правило, Соглашение о неконкуренции это совокупность документов: само «генеральное» соглашение плюс юридические конструкции, которые обеспечивают его надлежащее исполнение и «наказание» за нарушение.
Владимир Данилевский, юрист, совместные предприятия и инвестиции
Еще больше полезностей в нашем telgram-канале