Человек против нейросетей: что должен уметь интернет-маркетолог в 2023 году?
Сегодня говорим об интернет-маркетинге и его подводных камнях. «Как построить маркетинг в компании?» – этот вопрос часто задают руководители бизнеса. Об этом же мы спросили основателя школы MAED, члена Гильдии Маркетологов, телеведущего и бизнес-тренера Андрея Гаврикова.
Интернет-маркетолог в 2023 году – кто это и чем занимается?
Маркетинг для меня – это образ мышления. Возможно, я из «упоротых», но верю, что стать рядовым маркетологом может практически каждый, а выдающимся – единицы, которые во всем видят бизнес-процессы и применяют инструменты маркетинга, чтобы их оптимизировать.
Маркетинговая деятельность включает аналитику, контент-маркетинг, пиар, SMM. Здесь нужны люди с различными психотипами и набором софт-скиллов. В качестве ключевого навыка для всех маркетологов могу выделить умение «дожать», довести до конца начатое – свои задачи, проекты. С этим часто бывают сложности. Я лучше возьму специалиста, которого оценю на 5 баллов из 10 по профессиональной шкале, но на 8 баллов как управленца, грамотного менеджера. Я смогу из него сделать маркетолога за 3-4 месяца. При этом человека, который не доводит работу до конца, возможно, не научу этому никогда.
Что еще делает интернет-маркетолог?
Круто презентует. Если ты не умеешь красиво и грамотно упаковать свои идеи, то ты их не продашь ни руководству, ни клиентам. Здесь же и умение общаться с людьми, поэтому навык коммуникации также необходимо прокачать.
Сохраняет спокойствие и работает даже, когда все вокруг в огне. Работа маркетологом в компании (на стороне бизнеса) и в агентстве, где на тебя вешают несколько абсолютно разных проектов, – это небо и земля. Агентство закаляет и дает колоссальный опыт, а также пресловутую стрессоустойчивость.
Кому НЕ стоит идти в интернет-маркетинг?
Тем, кто хочет зашибать космические деньги, работая пару часов в день. Маркетинг позволяет зарабатывать очень хорошо. Я лично знаю директоров по маркетингу, которые в России получают по 12-15 тысяч долларов в месяц плюс годовые премии, но к этому нужно идти. Необходимо серьезное и постоянное обучение. Маркетинг находится на пересечении многих сфер: здесь и психология, и математика, и даже базовые знания в it. Здесь нечего ловить тем, кто не готов постоянно учиться и развиваться как специалист, потому что эта сфера очень динамичная.
Какие тренды маркетинга 2023 вы можете назвать?
- Рынок образования для маркетологов за последний год рухнул на 60%. С осени мы снова видим рост, нужно немного подождать, но показатели постепенно вернутся к уровню начала 2022 года.
- Запрет привычных площадок интернет-маркетинга в нашей стране привел к тому, что маркетологам приходится использовать забытые инструменты, которые тем не менее показывают неплохую конверсию. Например, телемаркетинг, холодные звонки.
- Растущая популярность маркетплейсов и обучения специалистов по работе с ними.
- CRM-маркетинг. Не надо постоянно бегать в поисках новых клиентов, нужно грамотно работать с уже имеющимися.
- Для B2B сегмента: популяризация account-based маркетинга. Это значит, что компания выделяет для себя конкретных клиентов, с которыми хотела бы работать, и усилиями маркетологов делает все, чтобы заполучить их.
- Сумасшедший бум Telegram. Здесь существуют проблемы с продвижением, но это не останавливает бурный рост этой площадки.
- Работа с лидерами мнений. Речь не о крупных блогерах, а о мелких, с аудиторией в несколько тысяч подписчиков, которые являются экспертами в своих нишах.
- Ко-маркетинг – совместные акции, взаимный пиар, коллаборации компаний, обмен клиентскими базами для рассылок.
- Возвращение популярности SEO как инструмента поискового продвижения. Рекламные возможности Google у нас сейчас заблокированы, поэтому SEO-оптимизация в помощь всем, кто хочет, чтобы аудитория находила их продукт через Google. А это 62% пользователей!
Что насчет нейросетей? Как их использовать в маркетинге и не отнимут ли они хлеб у маркетологов?
Нейросеть способна выполнять рутинную, несложную работу. Над ней все равно должен стоять человек – хороший специалист, который будет проводить редактуру и оптимизацию. Конечно, роботы не отнимут у нас всю работу. Развитие нейросетей неизбежно, но всегда будут нужны люди, способные грамотно ставить им задачи.
Дайте напутствие тем отважным, кто вопреки всему хочет ворваться в профессию интернет-маркетолога в 2023 году.
Делайте хороший маркетинг, а нехороший маркетинг не делайте.