Как компании «играют» с потребителями?
Что такое геймификация?
Геймификация в работе маркетолога — это использование механик игр для продвижения компании вместо обычной рекламы. Метод выбирают исходя из того, как привлечь новых пользователей или же вовлечь тех, кто уже пользуется продуктом.
Скорее, конечно же, второе, потому что первоначальная задача, когда мы планируем геймификацию, это использование нашей продукции, услуги и прочего. То есть мы играем с теми, кто уже с нами пользуются. И делаем это для того, чтобы повышать лояльность бренду. Об этом был мой прошлый пост.
Феномен Ikea
Замечательный пример, который прозвали «Феномен Ikea». Заключается он в том, что Ikea вызывает чувства от процесса пользования продуктом, а не от конечного результата. То есть, некоторые выбирают Ikea потому, что любят собирать мебель, а не потому, что просто хотят мебель.
Примерно так работает и у Lego: многие покупают из-за процесса сборки, а не конечного результата. Если бы люди хотели конечный результат, покупали бы где-то в другом месте.
Как Ikea пришли к такому?
Они сначала продавали обычную мебель, но, после ряда исследований поняли, что компаниям и людям неудобно доставлять готовую мебель. В связи с чем начали её разбирать и упаковывать.
Кроме того, их исследования показали, что от процесса сборки мебели большинство испытуемых получили куда больше удовольствия, чем от самой мебели. И это действительно так — если мы делаем что-то своими руками, нас это провязывает к бренду больше, нежели мы что-то покупаем. Вспомните, может, как глиняная ложка, сделанная своими руками кажется гораздо важнее хорошего и красивого сервиза.
Геймификация на практике
Есть замечательная поговорка поговорка: «Не дарите вещи, дарите эмоции». Имеется в виду то, что эмоции и приключения вспоминать будешь гораздо дольше и теплее, чем какой-то предмет. И компании этим пользуются. Они «играют» с нами, чтобы вызвать большую притягательность.
Так недавно заметил интересный PR ход, связанный с темой геймификации в Surf Coffee. На пакетике для доната или чего-то сладкого они нарисовали поле для игры в крестики-нолики и подписали: «Let's play». И вместо того, чтобы выбрасывать пакетик после съедания вкусняшки, мы используем его для игры. Тем самым, пиарим бренд Surf кофе и чувствуем, что компания играется с нами.
Сейчас без геймификации никуда. Пользователям становится всё скучнее и скучнее, их надо развлекать. И именно такие приёмы позволяют компаниям выходить в топ.