Теперь курьер может принимать деньги без кассы
Обязанность выдавать фискальный чек сохранилась.
В пятницу, 7 июня 2019 года, пока одни обсуждали главные итоги ПМЭФ 2019, а другие — историю о задержании журналиста Голунова, в российской системе оплаты товаров и услуг произошло куда более значимое событие, затрагивающее весь розничный бизнес и существенно изменяющее процесс осуществления расчётов.
В этот день президент подписал федеральный закон, вносящий важные поправки в законодательство о контрольно-кассовой технике.
Самым значимым изменением, по моему мнению, стало то, что теперь при осуществлении расчётов курьеры могут не иметь при себе кассовый аппарат, а следовательно, могут не печатать кассовый чек.
Достаточно отправить электронный чек на адрес электронной почты или телефон или продемонстрировать покупателю QR-код, с помощью которого он сможет чек загрузить из мобильного приложения ФНС России. Аналогичный порядок распространяется и на сервисные услуги, когда работы или услуги осуществляются на выезде (например, уборка квартир).
Таким образом, отменена норма, когда в довесок к товару, или швабрам, сотруднику необходимо было тащить с собой кассовый аппарат. Теперь достаточно иметь при себе любой смартфон, с экрана которого можно показать QR-код. А вот как это сделать, давайте разберёмся.
Вариант первый
Самый простой и архаичный: использовать стационарную кассу, которая расположена на самом предприятии. Принимая деньги, представитель компании просит сотрудника офиса фискализировать расчёт и прислать QR-код из чека или сам чек в электронной форме на адрес покупателя.
Всё понятно, затрат минимум, головной боли максимум. Как так? А легко. Во-первых, на кассе необходимо изменить место расчётов на «вне офиса». А во-вторых, в офисе должен быть кто-то, кто данное действие, а также все последующие, произведёт.
С учётом того, что в наше бурное время курьеры работают чуть ли не круглосуточно, затраты на офисного кассира могут оказаться даже в краткосрочной перспективе дороже автоматизации. Хотя для штучных продаж вариант более чем подходящий и исключающий ненужные затраты. Благо, мобилки у нас уже тоже умеют карты принимать.
Вариант второй
Продвинутый. Облачная касса, к которой у курьера есть доступ через учётную систему предприятия или через кабинет онлайн-кассы. В данном случае курьер с помощью виртуальной кассы или товароучётной системы формирует кассовый чек, используя свой смартфон как модуль связи с кассой.
Кстати, при наличии необходимого ПО, этот способ интеграции можно сочетать со стационарной кассой, расположенной в офисе. Но часть проблем, связанных, в том числе с доступностью кассы, которую офис никогда не обеспечит на уровне ЦОД, он всё равно не снимает.
Подводя итог, скажу, что как предприниматель я очень рад тому, что облачные кассы находят всё больше и больше сфер применения. Теперь это не только интернет-эквайринг и вендинг, как было год назад, но и ЖКХ, продажа билетов на общественный транспорт, выездная торговля и оказание услуг.
Но также я рад как человек, считающий, что в 21 веке пора отходить от нормативно зарегулированных требований, что принтер чеков должен быть в одном корпусе с кассой, а сам «корпус» должен находиться в месте осуществления расчётов.
Давайте честно: фискальный чек нужен прежде всего государству, и это замечательно, что оно начинает упрощать механизм соблюдения данного требования для предпринимателей.
Алексей Слепков, исполнительный директор «е-ОФД».