Россияне создали сервис для планирования офиса и оценки стоимости аренды в США
Floorhub работает на базе искусственного интеллекта. Чтобы его придумать, предпринимателям понадобилось $40 тысяч и четыре попытки.
Floorhub — облачная платформа с интерактивными планами офисных помещений. С её помощью брокеры, риэлторы, владельцы и оценщики недвижимости могут получить нужную им информацию не прибегая к услугам консалтинговых агентств. Например, Floorhub позволяет узнать, во сколько оценивается здание, сколько квадратных метров можно арендовать и как выглядят планы офисов.
Разработала Floorhub российская команда Archeads. Но прежде чем заняться этим проектом, компания не раз меняла бизнес-модель — поначалу создавала сервис, генерировавший дизайн помещения с учётом пожеланий пользователя.
Разработчики Archeads находятся в России, но стартап нацелен в первую очередь на американский рынок недвижимости, отечественный основатели считают «слишком маленьким». Floorhub работает по SaaS-модели, ежемесячная подписка стоит $69, а если клиент хочет обработать большой объём данных — цена договорная.
Весной 2019 года проекту исполнился год. Сооснователи Александр Смага и Артур Ткачук рассказали о сменах бизнес-модели, акселерационной программе в США и привлечении инвестиций в проект.
Знакомство партнёров и первые задумки
По образованию Александр Смага архитектор: он шесть лет жил и учился в Астрахани, а со второго курса работал по профессии. В 2014 году Смага вместе с друзьями решил открыть в городе бар под названием «Культовый бар». Там он и познакомился со своим будущим партнёром по бизнесу — Артуром Ткачуком.
Ткачук был директором компании по производству мебели и получил предложение сделать мебель в баре Смаги. Он давно работал в мебельном бизнесе: с 12 лет на отцовском мебельном производстве.
Смага и Ткачук стали друзьями, идея же создать совместный бизнес появилась позже, в 2018 году. К тому времени они переехали в Москву: Смага по-прежнему работал архитектором, а Ткачук управлял мебельным производством.
Однажды Смага получил заказ на проектирование яхт-клуба — несколько деревянных беседок и кафе. Он обратился за помощью к Ткачуку. В течение работы у друзей появилась идея — применить нейросети и алгоритмы для автоматического создания архитектурных проектов. Обычно в него входят общий план помещения, развёртка стен и план размещения мебели и света.
Я вижу вокруг много работ непрофессиональных архитекторов, мне кажется, на рынке около 70% таких работников. Конечно, они делают не слишком качественные проекты, но часто у людей не хватает средств, чтобы нанять специалиста высокого уровня.
Поэтому мы захотели создать систему, которая могла бы автоматически создавать простые архитектурные проекты.
Ни один из них, однако, не разбирался в программировании и машинном обучении. Тогда Ткачук вспомнил про университетского знакомого, разработчика Михаила Тунегова.
Тунегову понравилась идея, и он дополнил команду, став техническим директором. Также к стартапу присоединился графический дизайнер Артём Горчаков, приятель Тунегова.
Команда стала изучать рынок и обсуждать варианты развития проекта. Идея была проста: придумать сервис, который генерировал бы персонализированный дизайн для клиента. «Вводишь "девушка, 25 лет, люблю розовый цвет", и система выдаёт тебе проект», — уточняет Ткачук.
Изучая рынок, они обратились к знакомому разработчику из американского агентства недвижимости. Он рассказал, что их задумка подходит для сферы офисного дизайна: в США владельцы недвижимости постоянно сдают офисы без мебели и клиенты самостоятельно ищут дизайнеров. Тогда команда решила сфокусироваться на автоматизации дизайна для нежилых помещений.
Стартапом единомышленники занимались в свободное от основной работы время. Весной 2018 года Смага понял, что нужно выбрать что-то одно: работу архитектора или развитие собственного стартапа. Он решил развивать Archeads и записался в школу стартапов от дизайн-завода Flacon и инвестиционной компании Realogic. Ткачук уволился из мебельной фирмы в июле 2018 года.
В школе я начал понимать, что такое стартап и какие первые шаги нужно сделать. Было забавно: я пришёл на встречу с проектом «умной» архитектуры, говорил про искусственный интеллект и так далее, а большинство других студентов были хоть и с интересными, но менее амбициозными проектами
Ни у кого в команде не было опыта создания стартапов, поэтому начали с плана действий. Смага ходил на всевозможные мероприятия и поучаствовал в «Трансформации» — проекте для стартапов от Правительства Москвы. Там он встретился с руководителем Starta Accelerator Екатериной Дорожкиной.
Через несколько недель Смага встретился с Дорожкиной снова — на мероприятии Startup Village. Он рассказал ей о проекте, руководителю акселератора она понравилась. Команду пригласили на телефонное собеседование и вскоре предложили приехать в Нью-Йорк и пройти обучение в акселераторе Starta.
Партнёры согласились и начали собирать документы для визы в США. Замысел был рискованным, вспоминают основатели. Кроме большого желания, у них не было ничего — ни денег на жизнь в США, ни прототипа продукта. Визы выдали на четыре месяца — срок обучения в акселераторе.
Вместе с тем в Archeads пришли ещё два человека — математик Александр Ульянов и Григорий Клямкин. Клямкин был школьным другом Смаги и стал бизнес-партнёром Archeads. Он дал $40 тысяч на визы, билеты и зарплаты команде.
Акселератор в США
По приезде в Нью-Йорк партнёров ждало ещё одно испытание: успеть протестировать идею и создать прототип продукта для привлечения следующих инвестиций.
Когда мы приехали в акселератор, менторы и коучи сказали, что не могут нам ничем помочь, ведь у нас была только презентация. Они отправили нас опрашивать потенциальных клиентов, собирать информацию и отзывы.
И мы постучались в ближайшую дверь напротив — это было агентство недвижимости. Нам повезло, что американцы очень открытые. Попробуй стучаться в двери московских агентств и рассказывать про идеи — тебя просто пошлют.
Партнёры зарегистрировались на LinkedIn и начали искать представителей агентств недвижимости. Они познакомились с руководителем отдела дизайна стартапа Knotel — компании, которая сдаёт помещения в аренду небольшим организациям и меняет пространство по мере роста количества сотрудников.
Менеджеры компании назначили Ткачуку и Смаге встречу, рассчитывая на презентацию их проекта и обсуждение сотрудничества. Оказалось, что стороны не поняли друг друга: Смага и Ткачук пришли на встречу без презентации и хотели узнать, какие потребности есть у самой Knotel.
Было весело. Некоторые менеджеры и уже наши партнёры в США до сих пор вспоминают: «Странные русские ребята пришли и ничего не показали, задавали много вопросов и говорили, что скоро сделают удобную систему, если вы нам подскажете, что нужно».
В течение всей акселерационной программы Ткачук и Смага изучали потребности американского рынка, а разработчики в России проектировали первый прототип Archeads. Постепенно команда меняла первоначальные подход и идею, в конечном счёте решив сфокусироваться не на дизайне, а на генерации 3D-планов помещений для брокеров по недвижимости.
Представим, что брокер приходит с клиентом в офис — он пустой и его сложно продать. У брокера есть план офиса: он фотографирует его, загружает в Archeads, и система выдаёт ему 3D-модель красивого и спроектированного помещения. Магия. И гораздо дешевле, чем работа дизайнера и архитектора.
Подобный замысел сложно реализовать: например, не существует нормативов по отрисовке планов — все планы зданий выглядят по-разному и порой находятся не в лучшем состоянии. Чтобы решить проблему, разработчики Archeads создали нейросеть, научившуюся распознавать даже самые некачественные планы помещений и перерисовывать их в едином визуальном формате.
В конце акселерационной программы Archeads показала прототип технологии: программу, создающую 3D-модель офиса по фотографии плана. Starta Capital, помимо оплаты акселератора, вложила в компанию ещё $20 тысяч.
Изменение бизнес-модели
По мере работы команда узнала много тонкостей бизнеса в сфере недвижимости. К примеру, арендосъёмщики по всему миру платят за площадь большую, чем фактически занимают.
Во всех нежилых помещениях клиент оплачивает не только офис, но и часть коридора: по словам Ткачука и Смаги, в Нью-Йорке разница между используемой и арендованной площадью в среднем составляет 25–30%. Узнав об этом, предприниматели решили найти базу данных с подобной информацией по городу, но оказалось, что её не существует.
Помимо владельцев зданий и риелторов, на рынке недвижимости был ещё один игрок — компании, занимающиеся её оценкой. Но у оценщиков не было единой базы с данными и аналитикой по разным зданиям.
Партнёры поняли: это свободная ниша и им не составит труда подсчитать размер арендуемой и используемой площади. О собственной технологии в Archeads не говорят: сейчас её патентуют в США, она остаётся коммерческой тайной.
Основатели занялись разработкой платформы, на которой можно было бы автоматически оцифровывать планы и получать данные о помещениях и оценке недвижимости.
Зимой 2018 года они познакомились с агентом по недвижимости Надей. Она помогла найти 25 брокеров из компаний вроде Cushman & Wakefield, Brookfield, JLL. Все они заинтересовались платформой.
В Archeads провели несколько тестов, узнав о других проблемах агентов: многие выставленные на продажу помещения вовсе не имели планов или планы были очень плохи.
Некоторые же чертежи не совпадали с действительной планировкой здания: иногда владельцы возводят или убирают стены незаконно. Тогда партнёры решили подсоединить к платформе базу данных с планами помещения и их визуализацией.
Мы поняли, что ни у одного из игроков на рынке недвижимости нет глобального хаба, в котором бы аккуратно лежали оцифрованные планы и у каждого был бы к нему доступ.
Сейчас Archeads сосредоточен на этом продукте. Его назвали Floorhub. Это облачная база данных интерактивных планов офисных помещений с возможностью автоматической генерации планировок.
Каждый пользователь программы может загрузить в неё фото плана и создать визуализацию или получить информацию об интересующем его здании. В приложении — разные уровни доступа: для владельцев недвижимости, оценщиков или представителей консалтинговых компаний. Пока компания работает по SaaS-модели, месяц подписки стоит $69.
Сегодня в команде Archeads уже десять человек. Основная цель компании — оцифровать всю недвижимость в любой стране, подогнать под единый визуальный формат и предоставить данные всем заинтересованным игрокам рынка недвижимости.
У компании уже появился первый клиент — Creco.ai, также она ведёт переговоры с Moody's Analytics, RICS и другими фирмами. Пока идея не приносит основателям заработка: первую версию Floorhub брокеры тестировали бесплатно. Сосредоточена Archeads прежде всего на американском рынке недвижимости, российским не интересуется, считая его «слишком маленьким».
Сейчас мы вышли на финишную прямую с релизом программы, но у нас со Starta Capital подписан договор о неразглашении, поэтому пока мы не можем рассказать подробности.
Могу сказать, что сейчас направление по генерации планов стало популярным, но у всех разный подход. Мы создаём понятную для всех программу — чтобы даже ребёнок мог зайти, нажать кнопку и получить всю необходимую информацию.
Артур, Саша,
молодцы, успехов!
Идея очень классная! Здорово, что получается находить контакты с крупными игроками на рынке недвижимости. Удачи и развития!
Floorhub
— What you valuing?
— Nothing
На запись к Александру Горному и увидимся через год. Верю, что все получится!
а зачем статья на русском и на VC? клиенты же в USA?