Что и как россияне покупали в 2022 году: анализ рынка e-commerce
Понимая, как, что, зачем и почему покупалось в Интернете, можно спрогнозировать будущее и выделить основные тенденции, на которые стоит сделать упор в развитии. Традиционно каждый год Robokassa делится самыми важными наблюдениями в сфере e-commerce, чтобы предприниматели понимали тренды и строили стратегии, исходя из реалий рынка. Этот материал основан на реальной статистике предприятий сегмента малого и микробизнеса, собранной платёжным сервисом Robokassa за прошедший год. Также мы приводим цифры аналитического агентства.
Рынок электронной торговли в 2022 году: средний чек и объем продаж
По информации Data Insight — одного из ведущих агентств по исследованиям и анализу рынка электронной коммерции — в 2022 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов. По сравнению с 2021 годом, эти ключевые показатели выросли, соответственно, на 38 и 65%. В свою очередь, средний чек за год снизился до 2010 рублей (–16%).
Причины роста объемов рынка – уход множества иностранных компаний и брендов, а также появление новых отечественных проектов в опустевших нишах. Почему снизился средний чек? Выросло количество мелких маркетплейсов с частыми заказами и небольшими чеками. При этом, в целом, средние чеки за прошлый год выросли в большинстве магазинов.
Немного общей статистики:
- В 2022-м на маркетплейсах средний чек снизился на 3% по сравнению с прошлым годом. В то же время у некоторых площадок отмечается рост — Яндекс Маркет (+21%), KazanExpress (+9%) и Lamoda (+5%).
- Больше всего покупатели в РФ потратили в ноябре.
- На сезон распродаж пришлось 12% всех оплат на торговых площадках. Особенно удачным он выдался для Wildberries: количество транзакций выросло в два раза по сравнению с 2021 годом.
Также согласно мнению экспертов из исследовательского агентства Data Insight в 2023 году:
- объем продаж на российском рынке e-commerce достигнет 7,4 трлн рублей (рост +30%);
- количество выполненных заказов достигнет 4,6 млрд рублей (+64%) - рост произойдет, прежде всего, за счет продуктов питания и частоты покупок других товарных категорий.
- В ближайшие годы аналитики прогнозируют и общий рост рынка e-commerce на 5–6%.
Все это говорит о том, что российские торговые компании оперативно отреагировали на изменения в ситуации, а покупатели, в свою очередь, так же быстро меняли свои потребительские шаблоны.
Что покупают в сети
Большая часть покупок в интернете (почти 80%), приходится на пять категорий с явным лидером:
1. Тренинги, курсы, инфобизнес (29%);
2. Одежда, обувь, аксессуары (9%);
3. Товары для дома, офиса и ремонта (7%);
4. Цифровые товары (7%);
5. Парфюмерия и косметические товары (6%).
Наименее востребованные товары тоже составляют, своего рода, ТОП-5. К ним относятся:
1. Психология, эзотерика (2,1%)
2. Транспортные услуги и логистика (2%);
3. Туризм, гостиницы, авиа и ж/д билеты (1,6%);
4. Продажа автомобилей (1,5%);
5. Доставка цветов и подарков (1,5%).
Самые популярные способы оплаты
Лидер – банковские карты. Как и годом ранее, в 2022 лидером по количеству проведенных платежей остались банковские карты, которыми оплачивались 82% всех покупок. С их использованием было совершено 13 миллионов операций – по сравнению с 2021 годом рост составил более 10%.
Однако методы экспресс-оплаты тоже постепенно становятся привычными. После ухода из РФ Apple Pay и Google Pay процент продаж через такие способы оплаты чуть упал. Но российские аналоги тоже набирают оборот. По итогам 2022 года, верхние строчки рейтинга самых популярных способов оплаты занимают YandexPaу (8%) и QiwiWallet (4%).
Банковские карты
По итогам 2022 года число банковских карт, находящихся в обращении у физических лиц, составило 389,6 млн штук (по данным статистики Центробанка РФ). За год показатель вырос на рекордные 18%! Из-за санкций и последовавшего отключения Visa и MasterCard россияне активно открывали карты «Мир» и UnionPay в банках, не попавших под санкции.
Обращаясь к ретроспективе, можно отметить следующую тенденцию: в 2021 году в обращении находилось 301 млн карт, что больше показателя 2020 года на 9%. В предыдущие годы годовой прирост составлял не более 7%, а в 2018 году этот показатель и вовсе был близок к нулю.
Банки-эмитенты
По итогам 2022 года лидером по выпуску и обороту карт остается Сбер. По его картам общая сумма операций составила более 74,4% среди остальных банков-эмитентов.
Со значительным отставанием (хотя, по-прежнему, на второй строке рейтинга) находится TINKOFF CREDIT SYSTEMS BANK, на долю которого пришлось 8,2%. Замыкает тройку лидеров Альфа-Банк – его доля в общем рейтинге оставляет 6,1%.
Онлайн-площадки для торговли
Основной рост на рынке в 2022 году обеспечили крупные универсальные маркетплейсы Wildberries и Ozon. Во второй половине 2022 года их доля достигла 73% в общем количестве заказов и впервые превысила половину всего объема продаж. Несмотря на снижение темпов роста числа селлеров в течение 2022 года, в 4-м квартале 2022 года их количество выросло в 1,5 раза.
Самым популярным маркетплейсом для селлеров остается Wildberries: им пользуется более 60% продавцов. На Ozon торгуют чуть менее 25%. Еще 8% предпринимателей ведут бизнес на «Яндекс Маркете», около 3% — на KazanExpress, чуть более 1% — на Aliexpress. По прогнозу Data Insight, в 2023 году доля этих двух лидеров рынка составит в среднем по году 53% по объему онлайн-продаж и 77% по заказам.
Ключевые тренды сферы e-commerce в 2022-2023 годы
В 2022 году укрепился тренд на мультиплатформенность: все больше продавцов предпочитают работать сразу на нескольких онлайн-площадках. 20% предпринимателей выставляют свой товар на двух и более маркетплейсах. Одновременное присутствие на нескольких платформах позволяет малому и среднему бизнесу зарабатывать больше.
С выходом на второй маркетплейс отмечается двукратный рост месячного дохода, а с расширением на третий – пятикратный. Для старта, как правило, выбирают Wildberries (чуть более 70%), а следом стараются покорить Ozon (21%). Тем не менее, на привлекательность Wildberries может повлиять введение платной регистрации, которую компания анонсировала осенью 2022 года.
Таким образом, можно выделить несколько ключевых трендов рынка интернет-торговли 2022–2023:
- Ускорение перехода мелкого бизнеса на маркетплейсы
Для селлеров рынок маркетплейсов в 2022 году стал самым активно растущим каналом для онлайн-продаж. Более 64% опрошенных платформой Data Insight предпринимателей увеличили свои обороты на площадках. Однако не стоит забывать, что риски, связанные с маркетплейсами, достаточно высоки: много поддельных товаров – для покупателей, потеря клиентов из-за ухода к конкурентам в «соседнюю карточку товара» – для предпринимателей. И конечно, надо помнить о немалой комиссии с продаж.
- Подвижность рынка в части распределения между брендами
В 2023 году снизится зависимость от зарубежных брендов, поскольку их уже успешно начали заменять отечественные и некоторые другие иностранные марки.
- Снижение доли импульсных и премиальных покупок
Эксперты Data Insight считают, что в 2023 году темпы роста количества заказов начнут немного замедляться, хотя показатели роста все равно останутся на высоком уровне. Происходящие в 2022 году события тоже повлияли и на потребительское поведение: 38% россиян стали совершать меньше покупок, в том числе онлайн, 25% в не совершали какие-либо покупки впрок. Снижение доли импульсных и премиальных покупок продолжается и по сей день.
- Заметное снижение средней стоимости покупок
Аналитики сервиса Salist отмечают также тенденцию к уменьшению среднего онлайн-чека на 5-7% относительно аналогичного периода прошлого года. Все эти факторы окажут влияние на итоговые показатели года, самым критичным из которых может оказаться снижение товарооборота в денежном выражении. Ожидается, что по итогам этого года произойдет снижение среднего чека на 20%, а также впервые в истории будет наблюдаться сокращение (примерно на 3%) суммарного количества заказов в категорийных non-food магазинах.
Выводы
Регулярное отслеживание статистики по данным и показателям Robokassa дает представление о том, что происходит с рынком. А самое главное — ориентиры для развития новых форм и методов работы. Необходимо изучать поведение своего потребителя, чтобы в дальнейшем выстраивать более продуктивные бизнес-процессы и увеличивать прибыль.
Комментируя данные по оборотам и транзакциям отечественных банков, необходимо обратить внимание на их лидерство в плане предоставляемого эквайринга. И здесь есть важный нюанс: банки в данном случае выполняют ограниченные функции платежного шлюза. Для полноценной поддержки бизнеса и обеспечения необходимыми сервисами работа с агрегаторами, остается более эффективной. Отдельно стоит отметить опцию мультибанка, предлагаемую агрегаторами (в частности, Robokassa). Она не только обеспечивает максимальную защиту от сбоев, при необходимости автоматически переключаясь между расчетными банками, но и влияет на рост конверсии платежной страницы. А это — прямое влияние на рост продаж.
Впрочем, каким бы ни был выбор, желаем всем предпринимателям профессиональных успехов!
Цифры очень интересные. По моему опыту могу сказать, что курсы инфобиза в 22 году действительно пользовались популярностью и процент покупок вырос, причем зачастую ЦА выбирает не базовые, а расширенные либо вип пакеты. На VC вроде другие срезы Робокассы были за прошлые годы. Пойду сравню что-ли)
По статистике из моего магазина, в последнее время отлично продаются запчасти на тяжеловесы.Есть ощущение, что все начали активные ремонты перед дальнобойной осенью) А еще обнаружил лайфхак: статистику можно смотреть в ЛК платежки - в моем случае Робокассы, и никаких црм-ок :)