Многоразовые курсы

Однократное использование курсов — частое явление. Как научить сотрудников использовать курсы в повседневной работе?

Привет! Я Марина Ежова, разработчик электронных курсов.

Многоразовые курсы

При разработке курсов мне важен не просто факт сдачи продукта, а как он встроится в систему обучения и как часто будет использоваться на практике. Поэтому — анализ статистики LMS прочно проник в мои привычки.

Вы замечали, какова судьба курса, который пройден сотрудником? Статистика говорит, что 96% пользователей про него забывают.

Я решила разобраться в причинах и найти способы, как это исправить.

Почему люди редко возвращаются к пройденным курсам

Обычно курс занимает от 40 до 60 минут. Даже если человек запомнит все данные, ему может понадобиться освежить знания в будущем. Однако сегодня многие привыкли гуглить необходимую информацию и получать быстрые ответы. Поэтому вероятность того, что сотрудник вернется к курсу, мала. Но почему так происходит?

  • Найти необходимый фрагмент информации в 40-ка минутном видео- или слайдовом курсе — практически вызов.

  • Получить информацию хочется в моменте, вместо этого приходится вспоминать: “Где я это видел?” и разбираться в содержании курса.

А если разработчиком не заложено удобное и понятное меню-навигатор по разделам курса, то можно не тешить себя надеждами о повторном изучении материала. В лучшем случае — учащийся скачает методичку или резюме курса.

Как сделать электронные курсы более практичными для ежедневного применения

Самые очевидные способы:

  1. делить курсов на маленькие самостоятельные уроки с качественными резюме для скачивания;
  2. использовать micro-learning, который становится более естественным и востребованным способом получения и актуализации знаний.

Что такое микрообучение и почему оно работает

Информация давно не секретна, но пробежимся по основным моментам. Микрообучение - это обучение небольшими порциями. Каждый урок:

  • длится не более 5 минут
  • содержит завершенную мысль

Пользователей привлекает, что один урок можно пройти буквально за время перерыва или даже передвижения в лифте. Это дает ощущение легкости в обучении и восприятии. Хорошо иллюстрирует микро-подход к обучению приложение Duolingo.

По данным исследования Skill Cup, человек тратит на микрообучение 14 минут 58 секунд в день. А значит за день средний ученик способен завершить один микрокурс.

Причина высокого вовлечения не только во времени уроков, но и разнообразии контента в них. Как правило, в микрообучении используют видеоролики, лонгриды, тесты и другие интерактивные механики.

Многоразовые курсы

В результате сотрудники получают не только интересный и полезный контент, они получают удобный инструмент, в котором легко ориентироваться и освежать знания. Если забылась какая-то делать, на восполнение уйдет до 5 минут вместо 40ка.

Эти данные привлекли мое внимание и вызвали интерес, чтобы разобраться формате обучения подробнее. И вот к каким выводам я пришла.

Микрообучение подходит не к любой теме

Этот формат не панацея и может подойти не ко всему. Например, с практикой я вывела следующую формулу компоновки контента:

1. Для передачи базовых знаний, в которых закладывается большой объем компетенций удобно использовать классические слайдовые или видео-курсы.

При этом, слайдовые курсы тоже могут быть удобными для пользователей, если:

  • делить их на небольшие части по 10-15 минут;
  • прикладывать резюме, которое можно скачать после каждого раздела.

Такой подход дает простоту использования и легкость в восприятии контента.

Сложные темы я люблю подкреплять рабочими тетрадями, в которых отражены основные тезисы из обучения, а учащийся может помечать свои инсайты в процессе прохождения курса. Так материал быстрее усваивается, а тетради служат персональной шпаргалкой в работе.

2. Для разъяснения тонкостей, расширения вариативной базы, укрепления и актуализации знаний отлично подходят микро-курсы.

Такие курсы помогают перевести базовые знания в долговременную память незаметно для сотрудника: всего 5 минут в день на краткие тезисы из основ, дополненных лайфхаками для новых компетенций.

Если перед вами стоит задача - заказать разработку микрокурса у внутренних или внешних разработчиков, воспользуйтесь рекомендациями. Они помогут заказать интересный, вовлекающий и ценный с практической точки зрения микрокурс.

Как организовать микрообучение

Расскажу, как и куда мне удавалось встраивать данный формат на практике, чтобы вы могли использовать для обучения все ресурсы компании.

Telegram

Пожалуй, самый популярный из бесплатных ресурсов. Если у вас есть канал компании или вы готовы организовать отдельную группу для микрообучений в своей организации, то ресур поможет воплотить курс в реальность.

Почему в Телеграм проводят марафоны, ведут образовательные каналы? Там удобно модерировать группу и настраивать права доступа кураторам, можно заранее запланировать публикации уроков и проводить небольшие опросы участников.

Некоторые компании создают группу/канал под каждый микрокурс, отправляют туда по уроку в день, а для проверки знаний или вовлечения в обучение - дают ссылки на: тестирования и интерактивности (в Google Forms или LMS).

Микрокурсы через чаты отлично работают при синхронном обучении, например, по свеженькой теме soft-skill, которая будет полезна всем сотрудникам компании.

Многоразовые курсы

Почтовая рассылка

Отправляйте короткие письма с запланированной периодичностью, прикладывайте в них: ссылки на видеоуроки в LMS или на ютуб, ссылки на тесты и интерактивности (в Google Forms или свои LMS). Если почтовый клиент позволяет, что можно запрограммировать цепочки писем по датам.

LMS

Удобно, когда в компании уже есть система дистанционного обучения и сотрудники ей пользуются. Разработайте короткие SCORM курсы (по 5-6 минут), создайте тест в конце каждого урока и запрограммируйте последовательность прохождения курсов по спланированной траектории. В конце курса можно выдать сертификат.

Многоразовые курсы

YouTube-канал

Если у компании есть канал, то можно использовать и данный ресурс. Снимайте и выкладывайте короткие видео. В описании к видео давайте ссылки на тесты, опросы или интерактивности. Запрограммируйте публикацию видео и замотивируйте сотрудников подписаться на канал.

Это самые оптимальные варианты, но при желании можно подстроить для микрообучения и другие ресурсы.

При выборе места размещения оценивайте требования к конфиденциальности материала в компании, компетенции по разработке курсов или верстке видео, привычные “места обитания” сотрудников из целевой аудитории курса. Оптимальный вариант всегда найдется.

Взрослому сложно учиться

Взрослому сложно учиться и причин тому много:

  • Время ограничено: амбиции и карьера на работе, построение семьи и воспитание детей, быт. В итоге приходится выбирать между учебой и сном.

  • Нейронные связи выстраиваются с возрастом все сложнее, и встроить новые знания в имеющие “автоматические” привычки не так просто.

Поэтому взрослый человек будет учиться, только если он очень этого хочет. От обучения взрослый ждет не монотонных больших материалов, а практичный и емкий подход: "Чем мне это может помочь прямо сейчас?"

Выводы

Я начала статью с вопроса: “Почему сотрудник редко возвращаются к пройденным курсам?”

Пройдя сквозь несколько тем рассуждений я прихожу к выводу, что пользователи:

- не видят ценности/актуальности в теме;
- не находят столько времени, сколько запланировано на классический курс;
- не считают удобным форму представления материалов, для того чтобы пользоваться ей ежедневно.

Моя практика говорит о том, что микрообучение помогает справиться с данными сложностями, т.к.:

- короткие смысловые единицы - легко встроить в имеющийся опыт, а также они не отвлекают от работы и быта;

- мозг не “сопротивляется” восприятию информации - т.к. все выглядит легко и компактно;

- можно быстро найти забытый материал и освежить знания на несколько минут.

Предлагаю попробовать данный формат и поделиться своими выводами.

33
3 комментария

Про микрообучение согласен, мы делаем для своих сотрудников обучение прямо в Телеграм, чтобы не отвлекать регистрацией на web платформах. Собираю обычно на базе конструктора https://t.me/LessonDeliveryBot

Ответить

Да, очень удобен Телеграм для этих вопросов. Остается только вопрос, как потом не потерять это богатство во множестве чатов. Можно делать папки, мы еще дополнительно, после завершения синхронного микро-обучения, заливаем этот курс в LMS.

С таким конструктором еще не сталкивалась, надо изучить)

1
Ответить