Многоразовые курсы

Однократное использование курсов — частое явление. Как научить сотрудников использовать курсы в повседневной работе?

Привет! Я Марина Ежова, разработчик электронных курсов.

Многоразовые курсы

При разработке курсов мне важен не просто факт сдачи продукта, а как он встроится в систему обучения и как часто будет использоваться на практике. Поэтому — анализ статистики LMS прочно проник в мои привычки.

Вы замечали, какова судьба курса, который пройден сотрудником? Статистика говорит, что 96% пользователей про него забывают.

Я решила разобраться в причинах и найти способы, как это исправить.

Почему люди редко возвращаются к пройденным курсам

Обычно курс занимает от 40 до 60 минут. Даже если человек запомнит все данные, ему может понадобиться освежить знания в будущем. Однако сегодня многие привыкли гуглить необходимую информацию и получать быстрые ответы. Поэтому вероятность того, что сотрудник вернется к курсу, мала. Но почему так происходит?

  • Найти необходимый фрагмент информации в 40-ка минутном видео- или слайдовом курсе — практически вызов.

  • Получить информацию хочется в моменте, вместо этого приходится вспоминать: “Где я это видел?” и разбираться в содержании курса.

А если разработчиком не заложено удобное и понятное меню-навигатор по разделам курса, то можно не тешить себя надеждами о повторном изучении материала. В лучшем случае — учащийся скачает методичку или резюме курса.

Как сделать электронные курсы более практичными для ежедневного применения

Самые очевидные способы:

  1. делить курсов на маленькие самостоятельные уроки с качественными резюме для скачивания;
  2. использовать micro-learning, который становится более естественным и востребованным способом получения и актуализации знаний.

Что такое микрообучение и почему оно работает

Информация давно не секретна, но пробежимся по основным моментам. Микрообучение - это обучение небольшими порциями. Каждый урок:

  • длится не более 5 минут
  • содержит завершенную мысль

Пользователей привлекает, что один урок можно пройти буквально за время перерыва или даже передвижения в лифте. Это дает ощущение легкости в обучении и восприятии. Хорошо иллюстрирует микро-подход к обучению приложение Duolingo.

По данным исследования Skill Cup, человек тратит на микрообучение 14 минут 58 секунд в день. А значит за день средний ученик способен завершить один микрокурс.

Причина высокого вовлечения не только во времени уроков, но и разнообразии контента в них. Как правило, в микрообучении используют видеоролики, лонгриды, тесты и другие интерактивные механики.

Многоразовые курсы

В результате сотрудники получают не только интересный и полезный контент, они получают удобный инструмент, в котором легко ориентироваться и освежать знания. Если забылась какая-то делать, на восполнение уйдет до 5 минут вместо 40ка.

Эти данные привлекли мое внимание и вызвали интерес, чтобы разобраться формате обучения подробнее. И вот к каким выводам я пришла.

Микрообучение подходит не к любой теме

Этот формат не панацея и может подойти не ко всему. Например, с практикой я вывела следующую формулу компоновки контента:

1. Для передачи базовых знаний, в которых закладывается большой объем компетенций удобно использовать классические слайдовые или видео-курсы.

При этом, слайдовые курсы тоже могут быть удобными для пользователей, если:

  • делить их на небольшие части по 10-15 минут;
  • прикладывать резюме, которое можно скачать после каждого раздела.

Такой подход дает простоту использования и легкость в восприятии контента.

Сложные темы я люблю подкреплять рабочими тетрадями, в которых отражены основные тезисы из обучения, а учащийся может помечать свои инсайты в процессе прохождения курса. Так материал быстрее усваивается, а тетради служат персональной шпаргалкой в работе.

2. Для разъяснения тонкостей, расширения вариативной базы, укрепления и актуализации знаний отлично подходят микро-курсы.

Такие курсы помогают перевести базовые знания в долговременную память незаметно для сотрудника: всего 5 минут в день на краткие тезисы из основ, дополненных лайфхаками для новых компетенций.

Если перед вами стоит задача - заказать разработку микрокурса у внутренних или внешних разработчиков, воспользуйтесь рекомендациями. Они помогут заказать интересный, вовлекающий и ценный с практической точки зрения микрокурс.

Как организовать микрообучение

Расскажу, как и куда мне удавалось встраивать данный формат на практике, чтобы вы могли использовать для обучения все ресурсы компании.

Telegram

Пожалуй, самый популярный из бесплатных ресурсов. Если у вас есть канал компании или вы готовы организовать отдельную группу для микрообучений в своей организации, то ресур поможет воплотить курс в реальность.

Почему в Телеграм проводят марафоны, ведут образовательные каналы? Там удобно модерировать группу и настраивать права доступа кураторам, можно заранее запланировать публикации уроков и проводить небольшие опросы участников.

Некоторые компании создают группу/канал под каждый микрокурс, отправляют туда по уроку в день, а для проверки знаний или вовлечения в обучение - дают ссылки на: тестирования и интерактивности (в Google Forms или LMS).

Микрокурсы через чаты отлично работают при синхронном обучении, например, по свеженькой теме soft-skill, которая будет полезна всем сотрудникам компании.

Многоразовые курсы

Почтовая рассылка

Отправляйте короткие письма с запланированной периодичностью, прикладывайте в них: ссылки на видеоуроки в LMS или на ютуб, ссылки на тесты и интерактивности (в Google Forms или свои LMS). Если почтовый клиент позволяет, что можно запрограммировать цепочки писем по датам.

LMS

Удобно, когда в компании уже есть система дистанционного обучения и сотрудники ей пользуются. Разработайте короткие SCORM курсы (по 5-6 минут), создайте тест в конце каждого урока и запрограммируйте последовательность прохождения курсов по спланированной траектории. В конце курса можно выдать сертификат.

Многоразовые курсы

YouTube-канал

Если у компании есть канал, то можно использовать и данный ресурс. Снимайте и выкладывайте короткие видео. В описании к видео давайте ссылки на тесты, опросы или интерактивности. Запрограммируйте публикацию видео и замотивируйте сотрудников подписаться на канал.

Это самые оптимальные варианты, но при желании можно подстроить для микрообучения и другие ресурсы.

При выборе места размещения оценивайте требования к конфиденциальности материала в компании, компетенции по разработке курсов или верстке видео, привычные “места обитания” сотрудников из целевой аудитории курса. Оптимальный вариант всегда найдется.

Взрослому сложно учиться

Взрослому сложно учиться и причин тому много:

  • Время ограничено: амбиции и карьера на работе, построение семьи и воспитание детей, быт. В итоге приходится выбирать между учебой и сном.

  • Нейронные связи выстраиваются с возрастом все сложнее, и встроить новые знания в имеющие “автоматические” привычки не так просто.

Поэтому взрослый человек будет учиться, только если он очень этого хочет. От обучения взрослый ждет не монотонных больших материалов, а практичный и емкий подход: "Чем мне это может помочь прямо сейчас?"

Выводы

Я начала статью с вопроса: “Почему сотрудник редко возвращаются к пройденным курсам?”

Пройдя сквозь несколько тем рассуждений я прихожу к выводу, что пользователи:

- не видят ценности/актуальности в теме;
- не находят столько времени, сколько запланировано на классический курс;
- не считают удобным форму представления материалов, для того чтобы пользоваться ей ежедневно.

Моя практика говорит о том, что микрообучение помогает справиться с данными сложностями, т.к.:

- короткие смысловые единицы - легко встроить в имеющийся опыт, а также они не отвлекают от работы и быта;

- мозг не “сопротивляется” восприятию информации - т.к. все выглядит легко и компактно;

- можно быстро найти забытый материал и освежить знания на несколько минут.

Предлагаю попробовать данный формат и поделиться своими выводами.

3
3 комментария

Про микрообучение согласен, мы делаем для своих сотрудников обучение прямо в Телеграм, чтобы не отвлекать регистрацией на web платформах. Собираю обычно на базе конструктора https://t.me/LessonDeliveryBot

Да, очень удобен Телеграм для этих вопросов. Остается только вопрос, как потом не потерять это богатство во множестве чатов. Можно делать папки, мы еще дополнительно, после завершения синхронного микро-обучения, заливаем этот курс в LMS.

С таким конструктором еще не сталкивалась, надо изучить)

1