Профессия менеджер по продукту: как устроиться и сколько можно заработать

Менеджеры по продукту и их работодатели — об обязанностях, начале карьеры, обучении и навыках, необходимых для продвижения.

Профессия менеджер по продукту: как устроиться и сколько можно заработать

Зачем нужен менеджер по продукту

Менеджер по продукту занимается полным циклом разработки — от анализа рынка и создания первого прототипа до продаж. Словом, он руководит командой разнопрофильных специалистов, которые на разных этапах подключаются к созданию и продвижению продукта.

Единого стандарта профессиональных требований к менеджеру по продукту пока не сложилось — у каждой компании свои пожелания. Обычно в обязанности этого сотрудника входят:

  1. Анализ конкурентной среды и потребительского спроса.

  2. Разработка стратегии позиционирования и продвижения.

  3. Создание ценовой стратегии.

  4. Руководство процессом создания, тестирования и доработки продукта.

  5. Управление жизненным циклом продукта.
  6. Поиск инвесторов (опционально).

Изначально в ИТ-отрасли под продуктом понималось мобильное приложение или онлайн-сервис. Сейчас это понятие расширилось до отдельных направлений и блоков услуг внутри компаний, которыми управляют продакт-менеджеры.

И таких специалистов нанимают бизнесы, которые традиционно считались далёкими от ИТ — например, в банковской или телекоммуникационной сфере.

Требования работодателей

Все опрошенные vc.ru эксперты отмечают, что на этой должности работодатели предпочитают видеть сотрудников с минимальным опытом работы на одной из стадий разработки и продвижения продукта.

По данным пресс-службы HeadHunter, работодатели практически в равной степени предпочитают сотрудников с опытом работы от одного до трёх лет и от трёх до шести лет.

Без опыта к нам можно устроиться на позицию консультанта контактного центра, чтобы досконально разобраться в наших пользователях, вырасти до руководителя и потом стать продакт-менеджером.

Михаил Сорокин, генеральный директор сервиса «Помогатель.ру»

Некоторых руководителей интересуют предпринимательские таланты кандидатов.

По словам продакт-менеджера онлайн-агрегатора цветочных салонов Flowwow Антона Ельникова, для его руководителя была важна именно предпринимательская жилка в сочетании с отсутствием опыта работы в крупных компаниях с отлаженными процессами. Раньше Ельников занимался продажами рекламы в ИД «Комитет», и этот опыт ему пригодился на новой должности.

Кроме того, работодатели обращают внимание на личностные качества соискателей: креативность, тайм-менеджмент, умение управлять командой, коммуникабельность.

По словам ведущего продюсера направления «Бизнес и управление» онлайн-школы «Нетология» Натальи Гарахановой, большинство работающих продакт-менеджеров перешли из смежных профессий, и у них есть слабые стороны, которые нуждаются в развитии.

  • Разработчикам часто не хватает гибких навыков (soft skills);

  • Маркетологам и специалистам по продажам нужно развивать технические навыки;

  • Финансовым аналитикам следует больше работать с тем, чтобы продукт был интуитивно понятным для пользователя;

  • Дизайнерам стоит подтягивать финансы и бизнес-моделирование.

Образование

Программ высшего образования по продакт-менеджменту пока тоже нет.

Большинство работодателей отдают предпочтение соискателям с образованием в сфере ИТ и маркетинга. Порядка 80% кандидатов на позицию продакт-менеджера имеют техническое образование, остальные — маркетологи, экономисты, специалисты по связям с общественностью.

Мария Епифанова, руководитель группы консультантов по подбору персонала направления «Продажи и маркетинг» кадрового холдинга «Анкор»

Но в этой нише развиваются специализированные курсы как от онлайн-школ («Нетология», Skillbox), практикующих экспертов (Олег Якубенков, Аркадий Морейнис), так и от крупных ИТ-компаний (Mail.ru Group, «Яндекс»).

В апреле 2019 года Mail.ru Group анонсировала бесплатный курс «Академия продуктовых менеджеров» для специалистов с минимальным опытом работы.

Было подано более 5000 заявок, то есть конкурс составил почти 100 человек на место. Уровень претендентов мы оцениваем как высокий

Анна Артамонова, вице-президент Mail.ru Group и куратор курса

Стажировки для продакт-менеджеров также широко не распространены. «Ещё год назад стажировок, кажется, не было, а сейчас они начинают появляться, например, такая практика возникла у «Авито», говорит директор по продукту N1.RU Екатерина Снегирёва.

В апреле 2019 года «Авито» предлагал такую стажировку студентам третьего-четвёртого курсов технических вузов. Она оплачивалась, и уровень заработной платы составил 40 тысяч рублей.

Заработная плата

По данным HeadHunter, в большинстве вакансий на должность менеджера по продукту с указанной зарплатой, она превышает 90 тысяч рублей в месяц.

«Менеджер по продукту с опытом от двух лет может рассчитывать на фиксированную часть от 130 до 150 тысяч рублей в месяц (без вычета налогов), а также получать бонусы, выстроенные на индивидуальных KPI», — рассказывает Мария Епифанова.

Профессия менеджер по продукту: как устроиться и сколько можно заработать

При этом у 70% соответствующих вакансий на HeadHunter зарплата не указана.

«Мы перенимаем западный опыт, где ни одна крупная компания не раскрывает информацию о заработной плате. Зарплаты зависят от умений конкретного сотрудника, и менеджеры одного отдела могут иметь разницу в доходе до 100 тысяч рублей», — поясняет Екатерина Снегирёва.

Профессия менеджер по продукту: как устроиться и сколько можно заработать

Лучшие условия для продакт-менеджеров предлагают в крупных компаниях. «Сильно мешают гиганты ИТ-отрасли собирающие с рынка толковых ребят и делающих их придатками "одной маленькой кнопки"» , — добавляет Михаил Сорокин. Диапазон зарплат менеджеров по продукту в Mail.ru Group раскрыть отказались.

Карьерные перспективы

Представители отрасли хорошо оценивают перспективы профессии: в ближайшее время она будет развиваться и дальше — не только в ИТ, но и в других отраслях. Кроме того, квалифицированный продакт-менеджер из России может продолжить карьеру на Западе.

На рынке труда очень высокий уровень конкуренции, большое количество работодателей борются за опытных и драйвовых продакт-менеджеров. Кандидат, находясь в активном поиске работы, имеет минимум три предложения о работе.


Мария Епифанова, руководитель группы консультантов по подбору персонала направления «Продажи и маркетинг» кадрового холдинга «Анкор»

В то же время собственники малого и среднего бизнеса не всегда понимают, чем им может быть полезен продуктовый менеджер и какого уровня специалист им нужен. С другой стороны, при найме руководители не всегда могут оценить качество и реальные результаты работы кандидата.

Екатерина Снегирёва, директор по продукту N1.RU

На рынке в мире, и в частности на Западе, как правило, в компаниях работает больше сотрудников, и те задачи, которые у нас выполняет один менеджер, там выполняют четыре. Поэтому, в отличие от российской практики, там продакт-менеджеры очень узкоспециализированные.

Наталья Гараханова, ведущий продюсер направления «Бизнес и управление» онлайн-школы «Нетология»
1919
57 комментариев

У нас в провинции вообще таких вакансий по пальцам пересчитать...

1
Ответить

В провинции вообще нормальных вакансий по пальцам пересчитать)

10
Ответить

а что мешает поискать удаленно не в провинции? а там если пойдет, то и переехать из провинции?!

1
Ответить

В провинции часто названия вакансий не совпадают с реальной работой...

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Понимать пользователей, свой рынок, своих конкурентов.
Говорить "Нет" всему ненужному и нужному в пользу необходимого.

4
Ответить

Самый ценный навык - доставлять продукт до пользователей. И исходя из этого продакт менеджеру крайне важно помнить, что создать фичу, и доставить её до пользователей — это разные процессы.

Детальнее здесь - https://brammels.com/career/who-is-product-manager/

В книге Intercom "Growth Handbook" эта проблема очень хорошо описана. В ней акцентируется внимание, что на этапе роста, команде критически важно сместить свое внимание с метрики Acquisition на метрику Activation. То есть работать над тем, чтобы до 100% привлеченных пользователей донести ценность продукта.

И в тех продуктах над которыми я сейчас работаю тоже стоит эта проблема. Построить правильный путь пользователя в продукте, сложнее чем получить траффик.

2
Ответить