Как работают алгоритмы социальных сетей
Все социальные сети работают на базе искусственного интеллекта. Алгоритма действий, по которому какой-то контент продвигается, а другой остается в тени, нет. Но есть сигналы, по которым ИИ понимает, что показать конкретному пользователю и в какой последовательности
Разберем на примере Instagram сигналы, на основе которых работает система рекомендаций, и кто ею управляет. Берем Instagram, потому что это наиболее прозрачная соцсеть.
У каждой соцсети и внутри них у разных форматов контента свои принципы рекомендаций и сигналов. Они постоянно меняются по мере того, как система обучается и совершенствуется. Для справки, у одного Instagram более 1000 моделей ИИ. Поэтому можно игнорировать предложения типа "Купите курс, и я расскажу секрет, как набирать миллионы просмотров в Reels", "Секрет алгоритмов" и подобное. Алгоритмы могут измениться в любой момент — ещё до того, как вы пройдёте курс.
Во всех соцсетях вы сами выстраиваете ленту, возмущение "почему я это вижу?" неуместно. Instagram пошел ещё дальше и сделал отдельную кнопку под каждой единицей контента "Why Am I Seeing This?" Даже рекомендательный контент, который встречается после просмотра ленты в Instagram или в разделе explore строится на основе вашего индивидуального пользовательского опыта.
Раздел интересное или рекомендации
Разделы и во ВКонтакте, и в YouTube, работают по примерно одинаковому порядку. Вот как это происходит в Instagram в разделе интересное:
- Сбор данных — всего контента, который соответствует правилам. Запрещенное правилами сюда не попадает.
- Анализ сигналов — система анализирует входные сигналы. О них поговорим чуть позже.
- Ранжирование контента — в начале вкладки "интересное" вы увидите тот контент, который система определила как более ценный для вас.
В каких-то соцсетях добавляется применение дополнительных фильтров и составление прогнозов. Но базовый алгоритм состоит из трёх пунктов.
После клика на какой-то пост, reels или карусель включается следующий этап алгоритма, который рекомендует похожий контент на основе того, на что вы нажали. Подробнее об этом читайте тут.
Сигналы
Их очень много, и все их знать не обязательно. Достаточно базово понимать, каких действий “хочет” от вас алгоритм соцсети.
Например, для ленты рекомендованное:
- вероятность, что вы нажмете на публикацию;
- вероятность, что вы нажмете "Не интересует";
- вероятность, что вы поделитесь публикацией;
- вероятность, что вы поставите "Нравится" публикации;
- вероятность, что вы подпишетесь на автора публикации;
- вероятность, что вы сохраните публикацию.
Для сторис:
- вероятность, что вы ответите на историю после ее просмотра;
- вероятность, что вы перейдете к следующей истории;
- прогнозируемое количество времени, которое вы потратите на просмотр историй;
- вероятность, что вы и автор истории — родственники или друзья;
- вероятность, что вы сделаете репост просмотренной истории.
Для Reels:
- прогнозируемое время, которое вы потратите на просмотр определенного видео Reels;
- вероятность, что вы сделаете репост видео Reels;
- вероятность, что вы подпишетесь на автора видео Reels;
- вероятность, что вы просмотрите видео Reels в течение менее трех секунд.
Список бесконечный.
Reels
Система на основе ИИ, регулирующая показ связанных видео Reels в Instagram, автоматически выбирает ролики, которые с большей вероятностью вас заинтересуют или побудят к взаимодействию, а также определяет порядок их воспроизведения.
Прогнозы системы основаны на ряде факторов, включая информацию о том, на кого вы недавно подписались, с чем взаимодействовали и какому контенту поставили "Нравится".
Как видите, какого-то значимого отличия от раздела “рекомендованное” нет. По прежнему важно: реакция пользователя на контент, реакция на профиль, вступание во взаимодействие с автором и сохраняемость.
Истории
Показ историй в Instagram и в ленте, и в reels персонализируется на основе ваших действий. Если вы не хотите видеть чью-то историю, скройте ее или отпишитесь от акккаунта. Если хотите видеть истории от этого человека выше в ленте: досматривайте, взаимодействуйте и пересылайте.
Instagram учитывает огромное кол-во сигналов, о существовании которых могут не знать даже очень опытные пользователи и SMM-щики.
Для примера:
- вероятности того, что у вас есть связь с автором истории за пределами Instagram;
- количество сообщений, которыми обменялся автор истории;
- среднее дневное и максимальное время, потраченное вами на просмотр историй;
- количество просмотров вами историй автора;
- времени суток в вашем местоположении;
- платформы устройства, на котором вы просматриваете контент (сеть, Android или iOS).
Резюмируем
Алгоритмы динамичные, меняются постоянно, причем индивидуально для каждого пользователя. Поэтому все рекомендации типа “включи музыку чтобы попасть в топ”, быстрый текст, чтобы видео досматривали, секреты сторис, секреты reels — абсолютно беполезны.
Instagram дает органический охват почти всем открытым аккаунтам, если публикации соответствуют правилам.
Для любой социальной сети важна реакция пользователей на их контент. Каких-то конкретных цифр нет, но важно:
- удержание (сколько смотрят, смотрят ли повторно);
- просмотр другого вашего контента и подписки (перейдет ли пользователь на ваш профиль, будет ли смотреть что-то еще, как часто смотрит, подписался ли после просмотра);
- взаимодействие (лайки, комментарии, сохранение);
- распространение (пересылка друзьям, в каналы, репост в сторис, отправка себе, пересылка в другую соцсеть).
Выводы
Отношение лайков/комментариев/сохранений к просмотрам — не самый важный критерий. Главное — чтобы пользователь хотя бы на несколько секунд удержался. И далее включаются остальные сигналы, которых тысячи, и которые все имеют важность. Много лайков не равно много просмотров, то же самое касается любого другого показателя.
Блоги с большой аудиторией набирают органический охват за счет того, что весь их контент на старте имеет толчок от подписчиков, которые создают большинство позитивных сигналов. Как следствие, если у блогера 100.000 подписчиков, а видео собирают по 30.000-50.000 просмотров, в этом нет ничего особенного. Гораздо важнее — динамический стабильный рост подписчиков на дистанции.
Социальные площадки в массе становятся более прозрачными. У того же Instagram, данные которого я сегодня освещал, они находятся в открытом доступе. Такая же информация есть и у ВКонтакте, и y YouTube. Цель — донести до аудитории, что они сами выстраивают показы контента в ленте и сами продвигают те или иные блоги.
Информацию касательно сигналов и алгоритмов можно дополнительно изучить в справке Meta.
Больше подобного контента читайте в моем telegram канале