6 вещей, которым не учат в школе, но ужасно не хватает в ВУЗе
Школы были разные, но в ВУЗЕ, кажется, все поняли, что это иной формат. Многие были не готовы пересесть от школьной парты на институтскую скамью. Вот список того, чему не научила школа меня. И я очень об этом жалею. А вы?
- Делать конспекты правильно. Я учился в 90-е, во времена, когда почти не было интернета. Записывали лекции от руки, страшно страдали. Главная причина - не ясно, что фиксировать, а то нет. Простейшее знакомство с mind map сделало бы меня продуктивнее. Правильные конспекты предполагают осознанность, работу с личными целями обучения. Эх, жалею.
- Выступать публично. Да, конечно, всех вызывали к доске и все уныло зачитывали доклады. Но ничего подобного современным питч-презентациям не встречалось. А жаль. Сколько времени было бы сэкономлено. Выход: учиться презентовать в формате 2-3 минуты и вкладывать в презу только главное, убирать "воду" и булшит.
- Работать в команде. В ВУЗЕ требовались доклады, рефераты, но почему индивидуальные? Нам всегда говорили, что средняя успеваемость близнецов всегда выше, потому что они обсуждают знания, рефлексируют и говорят о своем образовании. Почему же в школе не стимулировали командную работу? Принятие решений в команде, навыки аргументации - это все бы очень пригодилось в ВУЗе. А учиться с командой? а делать совместное исследование? Уже во взрослом возрасте это дало мне самые яркие эмоции. Но они могли бы быть в школе, работа в команде могла бы стать привычкой. Моя жизнь была бы другой.
- Дискутировать. Примерно понятно, почему у многих на работе совещания превращаются в срачи и конфликты. Нас просто не учили спорить, не переходя на личности и тая обид. Высказать мнение, услышать другое, дать обратную связь и сама логика: “тезис - аргумент” была бы весьма полезна в ВУЗе на семинарах.
- Читать скучные книги. Огромный объем информации, надо читать много и быстро, выделять главное, фиксировать на память. Простейшая техника скорочтения, если бы увеличила мою скорость хотя бы втрое, могла бы здорово мне помочь, а сам подход к чтению, внимательному и осознанному, сделало бы меня успешнее. Как освоить нудную книгу и дочитать до конца блеклые фолианты? А есть оказывается особые техники. Мне бы их в 17 лет!
- Рисовать графики, диаграммы и системы. И читать графики в публикациях и самому рисовать и как следствие - критически мыслить и структурировать знания. Простейшие работы в таблицах бы здорово помогли мне в ВУЗе. Отдельная песня - картинки систем, которыми можно объяснить все, что угодно. Мое общение с коллегами было бы лучше и проще, если бы в школе я это проходил.
Мой список весьма личный. А чему Вас не научила школа и о чем вы жалели в ВУЗе?
6 комментариев