Как работает поиск на Озон?

Как работает поиск на Озон?

Разберем подробно этапы ранжирования и какие факторы влияют на поисковую выдачу товаров.

У поиска на маркетплейсах одна задача - подобрать максимально точно товар, который будет соответствовать покупательскому запросу, чтобы совершилась продажа. Но у каждого маркетплейсы есть свои тонкости. Сегодня разберемся с Озон.

Поиск на Озон - это не просто алгоритм, который сортирует товары по их соответствию текстовому запросу покупателей. Это еще и система, которая распределяет трафик и определяет насколько качественное предложение. На результаты поиска может влиять и покупатель и продавец. На место в поиске влияют продажи, конверсии, трафик. И наоборот. Место в поиске будет влиять найти показатели.

Озон оценивает насколько ваш товар соответствует запросу покупателя, то есть является качественным и релевантным.

Также учитываются отзывы, цена, скорость доставки и тд. Механизм работы поиска такой:

1

алгоритм получив запрос от покупателя формирует первичный отбор карточек

Система анализирует наименование, атрибуты, описание (да, озон учитывает описание тоже), бренд, размер. Алгоритм учитывает LSI-слова и слова-синонимы (например, если пользователь в поисковой строке пишет «телефон», система будет выдавать смартфоны). Вы помните, я писала о так называемых прикрепленных словарях к каждой категории товара. Важно, чтобы на этом этапе отбор содержал максимальное количество карточек. Их формируется до 500000. Если по запросу находится очень мало товаров, то система будет искать совпадения даже по одному слову.

2

Сортировка товаров по релевантности( так называемый базовый слой ранжирования)

Система начинает оценивать сколько в карточке фактов текстового соответствия поисковому запросу. Сначала просто сравнивается каждое слово, а потом суммируется количество попаданий всем словам и запросам. На этом этапе алгоритм озона также оценивает рейтинг товара, он будет использоваться как бустинг (повышать или понижать выдачу). На данном этапе отсортирует около 2000 тыс релевантных товаров. При необходимости система может расширить это количество.

3

Средний слой ранжирования.

Теперь система будет персонализировать выдачу, то есть оценивать какие товары лучше показать, чтобы вероятность их покупки была максимальная. Здесь работает машинно обученный алгоритм. Принцип работы градиентный бустинг деревьев решений. Что это? Система на основании предыдущего покупательского поведения, а также на основании характеристик и фичей (features) карточки пытается наиболее точно предсказать какой товар будет подходящим. Например, при прочих равных покупатели предпочитают товары с большим количеством отзывов, и поэтому чем больше отзывов, тем выше будет точность предсказания.

Поиск на Ozon основан на алгоритме, который учитывает данные о связи между характеристиками товаров и фактом их покупки. Эти данные используются для обучения модели, которая определяет порядок отображения товаров в результате поиска. Поскольку многие характеристики товаров зависят от действий покупателей, можно сказать, что покупатели Ozon влияют на положение товаров в поисковой выдаче своими действиями. Особенно важным фактором является факт покупки товара, так как вес характеристик товара в предсказании его покупки определяется исходя из прошлых продаж.

Что учитывает алгоритм?

  • Популярность — объединяет в себе свойства, которые характеризуют взаимодействия покупателя с товаром: показы товара, добавления в корзину и в избранное. Показом товара считается переход покупателей на карточку товара и факт просмотра товаров в поисковой выдаче. В текущей модели поиска популярность имеет вес в 29%.

  • Продажи – объединяет свойства, вычисляемые из продаж товара в прошлом: конверсия товаров в покупку и количество покупок этого товара. Вес — 17%.

  • Цена – свойства, вычисляемые из цены товара: изменение цены этого товара относительно истории собственной цены и размер текущей скидки. Вес — 5%.
  • Отзывы — свойства, вычисляемые из рейтинга товара: сам рейтинг товара и количество отзывов на товар. Вес — 5%.
  • Доставка – свойства, характеризующие скорость доставки товара: сама скорость доставки и то, относится ли этот товар к категории экспресс-товаров. Вес — 3%.
  • Текстовая релевантность – свойства, характеризующие текстовое соответствие товара запросу. Вес — 12%

  • Персонализация — привязка результатов поисковой выдачи к каждому отдельному покупателю с учётом особенностей его покупок, приоритетов, интересов и других параметров. Вес — 10%.

На этом этапе система оценивает каждую карточку от 0 до 1. Чем ближе значение к единице, тем выше вероятность продажи товара. Далее наступает следующий этап.

4
Бустинг

На данной стадии применяются заранее установленные коэффициенты, которые повышают или понижают оценку товаров-кандидатов, которые находятся в диапазоне от 0 до 1. Например, товары от премиум-продавцов могут быть увеличены по коэффициенту, а товары с низким рейтингом - уменьшены. Про этот этап напишу отдельно.

5

Итоговое отображение товаров. Та выдача, которую в результате видит покупатель.

Хороших продаж! Не забудьте сохранить пост и отправить коллегам, тем самым вы поддерживаете наш канал и мотивируете создавать практический и полезный контент! Мой телеграм канал

22
7 комментариев

Статья хорошая!
Но замечу:
Поиск на Озоне работает плохо, очень плохо.. они теряют колоссальное количество денег из за своего слабого поиска

Ответить

он везде работает плохо, а где хорошо, то со временем тоже ухудшается

2
Ответить

поиск на озоне вообще ни о чем. забиваю в строке поиска "деревянная коробочка подарочная" - получаю деревянные плечики, елочные украшения деревянные и еще много всякой ерунды...все это вперемешку с коробками

Ответить

Слава, здравствуйте. Некоторые продавцы проставляют внутренние слова для поиска, например - деревянный. Поэтому вам показывает все совпадения с этим словом. Чтобы поиск был точнее, пользуйтесь фильтрами справа на сайте или в приложении через иконку сверху.

Ответить

а судя по статье на 1м месте должны быть именно коробки, и уже потом то, что содержит слово деревянные....а не просто в перемешку изделия, содержащие слово "подарок", изделия, содержащие слово "дерево" и т.д.

Ответить