Основы менеджмента для сына, часть первая: что делать
Написанное тут — не панацея, но если не умеешь никак, можно делать, как написано (проверено, это работает!), а потом уже менять, дополнять, получив на выходе удобную для себя систему.
Краткое предисловие
У меня есть сын, ему 18 лет, достаточно предприимчивый мальчик с живым изворотливым умом. Очень похоже, что он хочет быть предпринимателем, но опыта и знаний у него маловато (и это нормально в таком возрасте).
Я, его папа, в той или иной форме занимаюсь менеджментом с 1996 года, и мне захотелось сконцентрировать свои компетенции в простом структурированном тексте, чтобы к нему можно было обращаться как к шпаргалке.
Когда я спросил сына, кто такой менеджер, он ответил, что это те ребята, которые продают смартфоны в «Евросети». Нет!
Менеджер, о котором мы говорим, — человек, который организует и управляет процессами, синоним управляющего. Тот, кто планирует, считает бюджеты, набирает команду, взаимодействует с ней, продвигает и развивает продукт.
Менеджер в команде — самый главный, больше всех рискует и больше всех зарабатывает. Примеры: Илон Маск, Билл Гейтс, Стив Джобс и Роман Абрамович.
Написанное ниже больше ориентировано на онлайн, хотя применимо и в офлайне. Про отдельные направления (маркетинг, SEO, реклама) не пишу: и так уже объёмно и за пределами темы.
Прежде чем писать текст, я написал план, он получился вот таким:
Что делать.
- Подрядчики и работники.
- Деньги.
- Минимальный набор инструментов.
- Безопасность и приватность.
- Этика и этикет в сети.
- Бонус.
Всего будет семь статей, эта первая. Её содержание:
Информационное поле
Перед тем как что-то делать, важно как можно больше узнать об этой области и получить максимум информации, это убережёт от нелепых ошибок, подкинет новых идей, поможет оптимизировать и удешевить работы.
Как же это сделать? Хорошая новость — интернет уже придумали! Как это делали люди в доинтернетном мире, не хочу даже представлять.
Набросали список вопросов — нагуглили, результаты аккуратно разложили по папочкам в закладках. Подписались на блоги, форумы, группы в соцсетях и читаем с утра до вечера. Изучаем истории успеха и неудач. Через недельку-другую голова переполнится знаниями и новыми идеями.
Поэтому, конечно, надо заниматься тем, что нравится и захватывает, иначе будет очень скучно.
Идеи
Когда идеи приходят, их нужно сразу, не откладывая, записывать. Буквально через 30 минут её можно и не вспомнить. Я пользуюсь менеджером задач Todoist, там у меня в проекте «Идеи» — 145 идей.
Не все они хорошие, конечно. Когда записываешь, кажется, что это гениально и миллионы уже в кармане, через неделю посмотришь — говно-говном. Ну и стираешь её.
Ещё время идет, какие-то твои суперидеи воплощают транснациональные корпорации и стартапы. Смахиваешь скупую мужскую слезу и вычёркиваешь.
Перебираю их раз в год-полтора, без особого графика, что разонравилось — тру, что хочется делать — отмечаю и поднимаю на первые позиции.
Важно записывать идеи понятно, раньше я писал их очень кратко, через год смотришь на них и думаешь: «Что этот парень имел в виду?»
В итоге всегда есть пять-десять интересных направлений, которыми можно заняться.
Изучение рынка
Собираем максимум данных о конурентах, складываем их сайты в отдельную папочку в закладках и тщательно изучаем.
Желательно не ограничиваться отечественными компаниями, смотреть и на зарубежные — больше разнообразия, больше фишек и хороших примеров.
Смотрим на ориентировочную посещаемость, SimilarWeb в помощь. Грубо прикидываем продажи — «пусть конверсия 1%, за день пришло 1000 человек, значит 10 продаж есть». Это дико неточно, но на этом этапе сойдёт.
Смотрим, что делают конкуренты в соцсетях, какую рекламу и сколько дают, по каким запросам. В рунете есть сервисы помогающие с этим разобраться.
Но! Не зарывайтесь слишком глубоко, точной информации всё равно не получить, чем точнее информация, тем она дороже, и точная информация не особо нужна, за пару дней вы получите общее представление о нише, конкуренции, объёме. На практике всё равно всё пойдёт не так.
Итогом этой работы должен стать отдельный документ с кратко выписанными полезными сведениями:
- Обязательно сделать отзывы на сайте отдельной страницей.
- Сделать каталог с ценами на странице в Facebook.
- Polylang — двуязычный плагин для Wordpress.
- Продажи через Pinterest.
- На главной сделать рубрикатор с иконками.
Смысл понятен: ищем хорошие работающие идеи и тянем их себе в закрома. Заодно смотрим, может, конкуренция такая дикая, что и ввязываться не захочется, или станет понятно, что слишком объёмно и дорого.
Бюджет
Надо твёрдо запомнить: безбюджетных проектов не бывает! Совсем никогда. Сайт, который я недавно делал бесплатно и самостоятельно на бесплатном движке, обошёлся больше чем в 40 тысяч рублей. Совсем бесплатно можно сделать только страшную корявую хрень, которая работать не будет.
Бюджет надо планировать и считать: постараться максимально подробно представить весь путь продукта от начала и до конца, выписать все нужные действия и рядом написать цену. А в конце сумму.
Не надо транжирить деньги, но и не надо жадничать: разумные вложения в проект всегда окупаются. И пока рядом скупой конкурент восьмой месяц мучается с сайтом на Wix, вы давно вернули свои $300 на программиста, веселы и беззаботны.
Без таблички «Бюджет» нельзя начинать ничего делать.
Когда бюджет посчитан, надо найти деньги. Кажется, это очевидно, но частенько вижу, что этого не делают. Вроде «главное начать, а там оно как-то само, поднатужимся, придумаем». Мне кажется, проще поднакопить или взяться за проект поменьше, чем потом бегать в панике и срочно искать бабло.
Бизнес-план
В интернете можно найти множество инструкций, как правильно писать бизнес-план. Там будет SWOT-анализ, план производства, маркетинговый план, финансовый план, анализ рисков, организационный план, юридический план.
Хорошие новости: если у вас маленький проект, который вы делаете самостоятельно, не привлекая инвестиции, вам это всё не нужно.
Да, не нужно.
Нет, совсем не нужно.
Достаточно таблицы с бюджетом. Можете разбить эту таблицу на этапы и написать рядом сроки.
Всё, больше ничего не требуется, не занимайтесь фигнёй.
Тестирование
У нас есть идея, которая выглядит перспективной и прибыльной, мы много знаем по вопросу, представляем весь процесс, посчитали, сколько и когда нужно денег, деньги накопили. Но наш риск высок, мы отдаём деньги, иногда немалые, а вдруг ничего не получится?
Большинство идей можно протестировать очень недорого (помним, что бесплатно у нас ничего хорошего не выйдет). На эту тему написано множество статей и книг, но я кратко опишу процесс: делаем лендинг за 500 рублей на Tilda или аналогичном конструкторе, размещаем там товар или услугу и начинам лить туда трафик с контекста.
Ничего страшного, что товара или услуги у нас нет: смотрим на отклик и интерес. Получили 10–20 заказов, воодушевились, извинились: «Ой, а всё закончилось, обязательно напишем вам, когда появится». И со спокойной душой можем пилить продукт, хоть как-то он продаваться будет.
Примерно то же самое можно делать на досках объявлений.
Иногда проще и дешевле сделать пробные товар или услугу и не тратить силы на эксперименты, тесты не обязательно делать всегда.
Режим дня
Очень важная штука. Когда ты свободен, предоставлен самому себе, работаешь дома, очень легко впасть в две крайности: прокрастинировать без конца и края, vc.ru читать, Pikabu, Facebook или, наоборот, пахать с утра до ночи, почти не спать, забыть про выходные.
Мы работаем, чтобы жить, а не живём, чтобы работать. Нужен баланс. Мой идеальный день:
- Встаю около 9:00 без будильника.
- Около 10:00 начинаю что-то делать.
- Перекусы, перекуры (иногда немножко vc.ru), но без особого расслабона.
- Около 17:00 начинаю заканчивать.
- Ложусь спать в час или два ночи.
Почему всего семь часов? В реальности мы работаем гораздо эффективнее наёмного сотрудника и мотивация у нас куда выше, да и оплата за работу. Проработать в таком режиме 12 часов можно, но недолго, мозг расплавится, и ты умрёшь.
Конечно, не всегда выходит прям именно так, иногда делать нечего или яростно не хочется, иногда так увлекает процесс, что остановиться не можешь. Но в идеале стремимся к такому.
По поводу выходных и праздников: заказчик позвонил в два часа ночи — в жопу заказчика, неважно, сколько он денег приносит. От тебя требуют работать в выходные — прощаемся. Надо любить себя, потому что жизнь короткая и нечего её портить самому себе.
Знаю, что режим дня очень спорная тема, вот у меня за годы выработался такой. Буду рад, если своим поделитесь.
Список дел
Утро должно начинаться со списка дел. Как писал выше, у меня этот список в Todoist, очень удобно, мультиплатформенно, брал платную версию пару лет, потом перестал: бесплатной достаточно.
Простые правила:
- Нельзя несделанные дела отмечать как сделанные.
- Дело с датой выполняется лучше, чем без даты.
- Если не успел что-то сделать или не хочешь — перенеси, не оставляй висеть 100 дел за прошлый месяц. Каждый день должен заканчиваться чистеньким: или сделали, или перенесли.
- Хорошо расставлять делам приоритеты, в Todoist можно красить в четыре цвета. Красные дела делаются быстрее серых.
- Не надо разделять работу и быт: и на то, и на то нужно время, план на день включает в себя обе стороны.
Несделанные дела
Казалось бы, мы ведём список дел, чтобы ничего не забыть и не пропустить, значит всё несделанное должно быть, кровь из носу, выполнено любой ценой. Но нет.
Просматривайте раз в неделю-две свои дела и просто удаляйте ненужные. Даже если они важные, но вы понимаете, что не будете это делать. Или очень не хотите, а без них можно обойтись.
Уничтожение дел из собственного списка — очень приятный процесс и освобождает массу времени для других полезных активностей.
Цель
Часто цель представляют как что-то очень конкретное вроде «вот таким будет мой продукт, вот так я буду его продавать и вот столько получать, всё это сбудется ровно 20 января через пять лет, это написано у меня в плане».
Нет! Цель — вектор, она просто указывает направление движения. Разумный менеджер смотрит на неожиданно изменившиеся обстоятельства, изменения конкурентной среды, новые факты и меняет, трансформирует цель с их учётом.
Мы только примерно знаем, куда хотим прийти, если по пути найдём место получше, то вообще там и останемся!
Практические задания
Подумалось, что к каждой статье неплохо будет прилагать практические задания, чтобы на практике пощупать всё это.
- Создать в Todoist проект «Идеи» и начать их туда записывать.
- Посмотреть на «Идеи» через недельку и вычеркнуть откровенный бред.
- Внести все свои домашние дела в список дел. Там где надо — расставить даты.
- Выбрать одну идею и провести по ней исследование.
- Найти конкурентов и посмотреть, как у них дела.
- Составить бюджет.
- Составить план работ и занести его в список дел.
- Попробовать соблюдать режим дня.
Продолжение, вторая часть — о подрядчиках и работниках.
P. S. Сначала думал написать это всё в приватном документе, только для сына, но вдруг ещё кому-то понадобится. И редактор тут очень удобный, приятно писать. И ссылку можно дать.
Буду очень рад поправкам, замечаниям, мнениям. Заранее спасибо!
Мечты папы о прекрасном идеальном исправленном будущем своего ошибочного устаревшего опыта для идеального сына, который будет по отмытой мощеной мостовой скакать к своему счастливому сытому будущему. Фантазии короче.
Примерно так же пытались мне рисовать будущее мои родители но из их опыта было ценным ровно нихера, поскольку на 4 курсе появилась википедия и ютуб.
Имхо нужно детям дать как RL нейросети поле, дать деньги на игру и следить за самообучением на собственных ошибках немного подсказывая какие очевидные независимые от времени и технологий можно попробовать избежать.
Предприниматель который первые свои шаги делает не с мыслей о бабле и собственном эго, а о тудуисте и рисерчах обречен. Будет постоянный когнитивный диссонанс с реальностью и тудуистом-рисёрчем в итоге будет много пердежа в лужу и мало действий.
Да, Иван, ничего не получится, зря я это затеял, пошёл всё стирать. 😁
ошибочного устаревшего опыта
Мой опыт не устаревший, а работающий и деньги приносящий.
Понимаю Вашу мысль, но я, всё же попытаюсь.
Сначала сам проходишь грабли, потом смотришь как сын ходит по граблям, а ты за это платишь. Тру логика.
Да нет там никакого сына, просто додумал, чтоб глаз цепляло. Неужели люди из сферы этого не видят?
Не губите мальчику жизнь - отдайте его в менты или попы. 😇
Тебя не остановить
Хорошая новость — интернет уже придумали! Как это делали люди в доинтернетном мире Отец иногда рассказывает про свои бизнес приключения в начале 90х и с одной стороны с информацией/коммуникацией было сложновато, но с какими то вещами проще.
Например приехал ты в Москву на старенькой шестерке, погулял по ВДНХ разговорился с торговцами вискасом/педигри и вот через пару часов ты уже в представительстве Марс тебя вводят в дело снабжают горой раздаточного материала ты грузишь свою шестерку под завязку кошачьим копмом и едешь в свой город в котором ты теперь первый официальный "дистрибьютор"!
)))