Основы менеджмента для сына, часть вторая: подрядчики и работники
В первой части мы говорили про поиск идей, оценку ниши, составление бюджета, планирование и финансирование. В этой попробуем разобраться, что делать с людьми, которые на нас работают.
Всё это я пишу для своего 18-летнего сына, и это не исчерпывающий учебник (на каждую из подтем множество книг написано), а краткая шпаргалка. Он должен учиться на практике, а это просто в помощь как справочник.
Содержание:
Подрядчики и работники
Менеджер, кроме организации процессов, может уметь что-то делать сам. Например, программировать, или настраивать контекстную рекламу, или писать тексты, или делать вёрстку.
У меня вполне нормально с маркетингом в интернете, с SEO (учитывая, что я пять лет не в РФ и от российских реалий оторвался), могу собрать сайт на Wordpress (не знаю, как это называется, кажется, что это может любой, но когда на сайты смотришь — оказывается, это не так). Чем ближе направление к менеджменту, тем увереннее в нём себя чувствую, чем дальше, тем хуже делаю работу. Поэтому для проекта нам нужны специалисты.
Работа наёмного специалиста практически всегда без проблем окупается, а если работать на «буржунет», при этом нанимая работников из РФ, то ещё проще (наверное, многие почувствуют ледяное дыхание эксплуатации; да, такова жизнь).
Работа на себя приносит больше денег, чем наёмная, ведь смысл наёмной работы — набрать работников, сделать их руками продукт, продать его за 100 рублей, дать работникам 30 рублей, а себе забрать 70 рублей.
Менеджеру проще остальных проверить себя в работе не по найму, его компетенции практически не меняются, в отличие от других профессий. Знаю программистов или дизайнеров, которых просто воротит от поиска и работы с заказчиками, поэтому они в штате.
Когда нанимаешь работника или подрядчика, хорошо хотя бы поверхностно разбираться в теме, иначе недобросовестные исполнители вдуют в уши адскую дичь.
Если заказываем дизайн, отличать векторную графику от растровой, понимать, что такое цветовые модели и где используются, форматы бумаги или экранов, всё вот в таком духе.
Углубиться ни в одну профессию не получится: это занимает слишком много времени и сил. Такова доля менеджера — много областей знаний, но всё по верхам, неглубоко. Знаний должно быть достаточно для оценки работы, но знания для её выполнения излишни.
В идеале мы хотим построить такие отношения с работниками и подрядчиками, чтобы они нас любили. И когда приходишь с заказом, хочется слышать: «Сейчас так занят, времени вообще нет, но для тебя сделаю». Я такое слышу, и это очень приятно.
Мы говорим в основном о найме удалённых сотрудников, работе в онлайне и попроектных задачах. Полный рабочий день — несколько иная история, и мы её не трогаем.
Постановка задачи и техническое задание
Этого не делают 90% менеджеров. И это ужасно, так как они пренебрегают своей работой. Просто основное, что от них требуется,— профанировано и слито.
Запомните: если хотите быть хорошим менеджером и красавчиком, пишите ТЗ на всё. Да, ТЗ обязательно должно быть письменным. Да, на все работы. Заказываешь что-то — написал ТЗ. Нет, без ТЗ нельзя ничего заказывать.
Это крайне важный пункт, который даёт массу преимуществ:
- Исполнителю чётко понятно, что делать.
- Вы в процессе написания лучше вникаете в нюансы задачи.
- Исполнитель начинает вас любить, вы единственный из его заказчиков пишите ТЗ.
- Задачи выполняются быстрее, так как нет согласований, уточнений, лишних переписок.
- Если исполнитель наделал фигни, тыкаешь ему в пункт ТЗ, и он радостно переделывает. Без ТЗ вы услышите: «Вы этого не говорили, эта работа оплачивается отдельно, я всегда делаю иначе, и вы это знали». С ТЗ этого «соплежевания» не будет.
Сначала будет некое внутренне сопротивление, но привыкаешь быстро, мне даже в голову не приходит заказать что-то без ТЗ, пишу быстро, без особых напрягов, все довольны и счастливы.
Всегда пишите ТЗ!
Договоры
На договорных отношениях строятся связи между людьми, договор — документ, который их фиксирует. ТЗ это тоже своего рода договор, но если работы объёмные, стоят дорого или есть особые условия — технического задания недостаточно.
Где взять нужный договор? Обычно скачивается шаблон из интернета и в неизменном виде подписывается. В итоге видим договоры, в которых написаны чушь и бред, или ты сам подписываешься под кабальными условиями.
Не бойтесь править договоры самостоятельно, ничего вы там не сломаете. Логики, здравого смысла и справочной информации в виде «КонсультантПлюса» достаточно, чтобы сделать договор на порядок лучше бесплатной поделки в сети.
Конечно, если договор на $5 млн, лучше обратиться в хорошую юридическую фирму и заплатить ей за проверку каждой строчки, но для подрядов средних масштабов вы прекрасно справитесь сами.
Пишите договоры нормальным человеческим языком, излишние канцеляризмы не обязательны, они затрудняют чтение, понимание и приводят к смысловым ошибкам. Посмотрите на шаблоны договоров «Студии Артемия Лебедева», их легко и просто читать.
Не пишите банальных глупостей: почти в каждом стандартном договоре есть пункт о том, что если стороны не договорились, в суде будут разбираться по законам РФ. Знаете, что будет, если этот пункт вычеркнуть? Ни-че-го! Стороны и так попадают в поле действия законов государства, где договор заключён (и этот пункт тоже есть в договоре).
Резюме: проще, короче, меньше канцеляризмов, покупайте платные шаблоны и обращайтесь к юристам, при этом не бойтесь править самостоятельно. Например: купил шаблон, поправил под себя, отдал юристу на проверку. За 1000 рублей — отличный договор.
Когда договор нужен? Личный опыт (возможно, вызовет негодование):
- На работы за 1000 рублей — не заключаю договоров никогда.
- На работы за 10 тысяч рублей — думаю и смотрю на исполнителя.
- На работы дороже — всегда.
- Есть один проект, где мне нужно NDA (соглашение о неразглашении), там всегда и на все работы.
Подбор исполнителей
Был опыт работы со знакомыми — скорее неудачный, всегда присутствует ненужный переход от деловых отношений к личным, это мешает.
Однажды знакомая писала мне тексты на заказ, оплата средняя, не горы золотые, но и не по 20 центов, тем более копирайтер она была начинающий.
И вот проходит месяц-два, работа кипит, а потом вдруг её прорвало: «Да ты на мне, сволочь, наживаешься! Я пишу за $20, а ты получаешь миллиарды!» — и скидывает мне табличку с расчётом сколько я, нувориш-грабитель, захапал. Сразу скажу, ошиблась она раз в 50 в большую сторону.
Как конкретно выбираю этого человека, а не другого? Не хочу врать, не знаю. Наверное, интуиция, с 17 лет работаю с людьми, и, возможно, подсознание подсказывает. Говорю честно — не понимаю, как формализовать выбор.
Когда нужны работы сильно растянутые во времени, регулярные, большой объём, это чаще компании: в среднем они более ответственны, чем фрилансеры. Хотя везде возможны исключения.
Корректная оплата
И фрилансеров, и компании очень волнуют вопросы оплаты. Потому что им не платят, оплату за сделанную работу затягивают на годы, потом надо бегать за всеми и «выковыривать» свои деньги. Оплата — очень болевая точка для исполнителя, 99% его беспокойства и нервов это вопрос: «А мне заплатят? А не кинут?»
Поэтому, сейчас меня тут порвут, я плачу вперёд. Да, конечно, не огромные суммы сразу, разбиваю большие работы на итерации, деньги там не космические, не всегда полную стоимость, но, начав работать даже с новым исполнителем, прошу карту или счёт и закидываю туда какие-то деньги. Зачем?
- Снимаем нервозность у исполнителя.
- Ещё один шаг к «любимому заказчику» и долгосрочному сотрудничеству.
- Если хоть что-то оплачено, человек чувствует себя обязанным и обычно доводит работу до конца.
Нет, меня не постоянно кидают. Меня вообще за 23 года ни разу не кидали исполнители на деньги. Да и заказчики. Проблемы были, но вот до того, чтобы просто взял деньги и растворился в тумане, не доходило ни разу.
Маленький лайфхак: платите комиссии при переводах за исполнителя. Когда вы обещали ему $100, а прислали $97, он чувствует себя жестоко обманутым и обворованным.
Ещё один лайфхак: давайте людям бонусы. Вам всё равно, по сути, сколько стоит работа — 2000 рублей или 2500 рублей, но если она сделана качественно и в срок, для исполнителя: «Спасибо, вот вам бонус в 500 рублей, вы просто замечательно справились!»
Раздолбаи, кидалы и хорошие работники
Раздолбаи и кидалы будут всегда, и мы с ними встретимся. Без вариантов. Через какое мелкое сито тщательного отбора ни просеивай кандидатов, а всё равно проскочит.
Помню, у меня в отделе был курьер, который приезжал на работу с девушкой, она весь день ждала его на улице у здания, а ещё я его попросил купить скотч, и он ходил за ним шесть часов.
Или девушка-дизайнер, которая устроилась, а через пару недель в декрет ушла. Нельзя от всего этого защититься, только обрабатывать последствия.
Отсюда вывод: нашли обязательного, ответственного работника — сдувайте с него пылинки. Заливайте его шоколадом и мармеладом. Держитесь за него. Это вносит комфорт и в вашу, и в его жизнь.
Всегда всех хвалите. Прямо всех работников, неважно, насколько они хороши. Научитесь не просто льстить, а чувствовать искреннюю благодарность за помощь вам. Действительно, ведь этот человек зарабатывает для вас деньги. Если ожидания от работы не оправдались на 100%, похвалите и больше не заказывайте.
Не надо негатива, лишняя трата сил. Пример: было несложное несрочное задание на час работы, к человеку обращался во второй раз, написал в Telegram, сказал, через два дня сделает, не сделал, сказал на выходных, не сделал, ещё раз пообещал, не сделал, потом объяснил, что у него работы полно и вообще заказ мелкий.
Я поблагодарил, попрощался, нашёл другого исполнителя, этого пометил в Telegram — «Серёжа (не обращаться никогда)». Всё.
Партнёры
Пробовал — у меня не сложилось. Особенно этот детский вариант 50 на 50, «давай всё делить пополам». Открывали с другом фирму, поругались и не разговаривали три года. Вот это вот: «Я делаю больше!», «Да без меня бы вообще ничего не было!» Зачем оно надо? Всё эти процессы можно наладить в рамках «заказчик — исполнитель», и не будет никаких разногласий.
Стремление найти партнёра, наверное, это что-то вроде найти поддержку, «плечо друга», потребность в общении. Я женился, и мне хорошо, всё это есть.
Скорее всего, в комментариях будут обратные примеры, но у меня вот так.
Клиенты
Ненавижу клиентов. Думаю, что клиентов нам присылают из ада, и вообще это не люди, а демоны, которые хотят нас мучить до наступления кончины, им не терпится. Могу работать с клиентами, но где-то через полгода не выдерживаю и сбегаю, проверено.
Зная о таких особенностях, стараюсь с клиентами не работать. Какие есть варианты:
- Онлайн-продажи и сервисы. Роботы продают, вы ничего не видите и не слышите. Если на сайте всё сделано понятно, получите с десяток обращений в техподдержку в год, мелочи.
- Фирма-прокладка. Берём дружественную работающую фирму и продаём свои товары и услуги через неё. Делал так и делаю, всё прекрасно (не забудьте подписать договор). Всем выгодно, все счастливы.
- Нанять консультанта или продажника.
Кто умеет работать с клиентами, тот пусть и пишет на эту тему.
Практические задания
- Смотрим на план работ, составленный в предыдущей части, выбираем две-три самые важные работы и пишем для них ТЗ.
- Идём на биржи и подбираем для этих работ исполнителей. Почему выбрали именно их?
- Составить договор со следующими параметрами: договор будет заключаться по электронной почте, без физической подписи; в договоре будет пункт о неразглашении; работа будет разбита на этапы, каждый этап заканчивается с подписью акта приёмки —сдачи, и его суть отражена в приложениях к договору.
В конце имеем договор, приложение, акт.
Предыдущий материал — о том, что делать менеджеру. Продолжение, часть третья — про деньги.
P. S. Пользуясь случаем, хочу передать привет Дмитрию Иванову из комментариев к прошлой статье! Дмитрий, вы в телевизоре! В этой статье я ни разу не упомянул слово «говно», и вы можете её спокойно читать, хотел употребить слово «анус», но вспомнил о вас и воздержался.
«Мечты папы о прекрасном идеальном исправленном будущем своего ошибочного устаревшего опыта для идеального сына, который будет по отмытой мощеной мостовой скакать к своему счастливому сытому будущему. Фантазии короче. Примерно так же пытались мне рисовать будущее мои родители но из их опыта было ценным ровно нихера, поскольку на 4 курсе появилась википедия и ютуб. Имхо нужно детям дать как RL нейросети поле, дать деньги на игру и следить за самообучением на собственных ошибках немного подсказывая какие очевидные независимые от времени и технологий можно попробовать избежать. Предприниматель который первые свои шаги делает не с мыслей о бабле и собственном эго, а о тудуисте и рисерчах обречен. Будет постоянный когнитивный диссонанс с реальностью и тудуистом-рисёрчем в итоге будет много пердежа в лужу и мало действий» (с) Ivan Kolyhanov
Один раз скепсис имеет какой-то смысл, нудное повторение и цитирование выглядят нелепо. Занесите меня в чёрный список и не читайте чушь, которую я пишу. Всё просто. Не обязательно бегать со мной по VC и рассказывать, как я не прав и вы со мной не согласны. И так под каждой статьёй. 😉
Хороший слог, жду продолжения 😁
Комментарий недоступен
Ну просто не хочу себе врать, в жизни много работал с клиентами, примерно лет 10 как перестал и чувствую себя прекрасно. Не моё это.
Странно было услышать ненавижу работать с клиентами от менеджера.Почему же?
Менеджер это же в первую очередь процессы и организация. А работа с клиентом это вмего лишь один из процессов.
Странно было услышать ненавижу работать с клиентами от менеджера.
О, вы из тех, кто называет менеджерами сэйлзов?