«Привет, спишь?». История мобильных push-уведомлений

Пуши везде — каждое приложение отправляет их нам каждый день. И если в прошлом эта технология использовалась для самой важной информации, то сейчас мы получаем «Давно тебя не было в уличных гонках». Как пуши превратились в бесконечные уведомления от разработчиков и потеряли всю ценность? Давайте разбираться.

Сегодня мы хотим разобрать крайне серьезную тему — надоедливые push-уведомления от приложений. Начнем со всеми любимого мобильного приложения для изучения иностранных языков — Duolingo.

И помните, он всегда знает, что ты пропустил урок…

От яблочного патента до раздражающих напоминалок

«Push-уведомление — сообщение, которое пересылается пользователю с внутреннего сервера или приложения при соблюдении или несоблюдении определенных действий»

В современных реалиях эту технологию не использует только ленивый. Играете в мобильные игры (например, 3 в ряд) и не заходите в игру больше 8 часов? Получайте сообщение о том, что ваши NPS скучают по вам.

«Привет, спишь?». История мобильных push-уведомлений

2008 год (Первая работающая технология Push)

Первыми эту технологию начала использовать яблочная корпорация добра и дополнительных аксессуаров за 9.99 $. Именно Apple в далеком 2008 году запускает собственный сервис с говорящим названием «Apple Push Notification Service» (далее в этой статье APNS). Каждый желающий мог интегрировать эту технологию в своё приложение и отправлять пользователям новую информацию в виде пушей.

Push могли присылаться пользователям как:

  • стандартный текстовый вид — «Мы скучаем», «Заходи скорее» и так далее;
  • в виде значков — иконочки из приложений;
  • отдельные звуковые уведомления — собственные или стандартные мелодии из звуковой библиотеки Apple

Зачем эта технология вообще создавалась? Скотт Джеймс Форстолл в те годы говорил следующее:

«Push-технология лучше экономит заряд батареи, чем фоновые процессы, которые ранее отправляли пользователю новую информацию по продуктам разных компаний»

Скотт Джеймс Форстолл
«Привет, спишь?». История мобильных push-уведомлений

И в начале своего пути все работало как часы. Разработчики не пренебрегали новой функцией, радуя пользователей новыми оповещениями из любимых приложений.

2010 год (Google врывается в игру)

Спустя 2 года Google понимает, что нельзя отставать от конкурентов и разрабатывают свою APNS с блек джеком и зелеными роботами. Технология работала аналогично яблочной, поэтому не будем отвлекаться.

2013 год (улучшение технологий Google и начало плохого вектора пушей)

Google совершенствуют технологию, называют её «Google Cloud Messaging», и все идет хорошо.

Исследования показывают, что Push-уведомления повысили открытия приложений почти в два раза.

Пользователи полюбили «напоминалки» и все радовались жизни. Но люди бы не были людьми, если бы не решили использовать технологии ради собственного обогащения.

«Привет, спишь?». История мобильных push-уведомлений

С развитием технологий в целом появилось большое количество разработчиков, желающих монетизировать свои работы. Не нам их осуждать, но они начали использовать два типа монетизации:

  • реклама внутри приложений — бывает скипаемой и нет. В зависимости от внутриигровых действий вам показывают рекламу, за которую вы получите награду. В современных реалиях разработчики отличились и сделали нескипаемую рекламу, за которую пользователи вообще ничего не получают. Мы кста писали отдельную статью про такую рекламу.
  • фейковые пуши — встречаются редко, но метко. Завлекают вас зайти в игру, после чего вы получите нескипаемую рекламу. Ирония судьбы или как начать ненавидеть мобильный гейминг…

Наши дни

В наши дни пушами никого не удивишь. Игры, доставка, магазины электроники (и многие другие сервисы) — все используют эту функцию для того, чтобы мотивировать вас сделать определенное действие. И чаще всего эти уведомления проходят мимо нас, мы их не замечаем, так как привыкли к ним. Как баннерная слепота из-за которой мы не обращаем внимания на рекламные баннеры, только с пушами.

Но есть примеры с пушами, которые не только отправляются пользователям на ежедневной основе, но и начинают сильно раздражать. Да, вы все правильно поняли, теперь мы наконец-то поговорим про Duolingo и их легендарные push-уведомления.

Изначально у сервиса не было никаких проблем. Он просто напоминал о себе в виде пушей. Не занимались два дня? Зеленая сова обязательно скажет вам об этом.

«Привет, спишь?». История мобильных push-уведомлений

Но чем больше существовал сервис, тем чаще пользователи стали получать пуши о пропусках занятий. Сначала это смешило, потом начало доставать, а в конечном итоге приложение все чаще начинали удалять.

Пользователи же начинают создавать мемы с навязчивой совой. Впервые мем с Duolingo запостили на Tumblr в 2017 году и вот как он выглядел:

«Привет, спишь?». История мобильных push-уведомлений

И ребята из маркетингового отдела Duolingo поняли, что в этом и заключается их главное отличие. Пуши, которые на ежедневной основе отправляются пользователям, можно превратить в отличительную особенность.

26 марта 2019 года в официальном аккаунте компании появляется следующий пост:

(они также отметили, что речь идет не о темной теме)
(они также отметили, что речь идет не о темной теме)

Учитывая постоянные пуши, пользователи предполагали, что дальнейшие действия Duolingo также будут завязаны на этой особенности. Но никто даже и представить не мог, что будет дальше.

А дальше выходит ролик. 1 апреля 2019 года на официальном канале на YouTube выпускается видос «Представляем Duolingo Push», в котором авторы высмеивают свою же навязчивость в весьма странной форме.

По сюжету зеленая сова буквально преследует пользователей сервиса и в реальной жизни напоминает им о необходимости изучения языка. И пользователи отлично восприняли такой подход.

Высмеять главный минус приложения и в открытую заявить об этом во всеуслышание, хоть и в рамках первоапрельской шутки — гениально. Ролик собрал 8 миллионов просмотров, 457 тысяч лайков и 68 тысяч комментариев. Отличный перфоманс, который отвлек старых пользователей от пушей и привлек новую аудиторию.

Начинается новая эра жизни Duolingo, теперь пользователи начали активно форсить мемы с зеленой совой. Вот, например, некоторые из них:

«Привет, спишь?». История мобильных push-уведомлений
«Привет, спишь?». История мобильных push-уведомлений
«Привет, спишь?». История мобильных push-уведомлений

Так и могла закончиться история с зеленой совой. Навязчивые пуши, мемы о них, отличный видос, высмеивающий все это. Казалось бы, что на этом можно закончить push-эпопею.

Но никто не хотел останавливаться. Сервис продолжил отправлять пуши каждый день, а люди еще активнее рофлят над компанией.

В 2021 году Duolingo решают сделать еще один перформанс. И выпускают новый ролик. Пуши выходят на новый уровень. Уровень реальной жизни. В ходе ролика специальные дроны подлетали к домам пользователей сервиса и высвечивали пуши о пропуске уроков. Получилось весьма крипово и интересно одновременно.

Вот так компания, известная своими навязчивыми и раздражающими уведомлениями, смогла обернуть всё в свою сторону. Репутация, конечно, осталась прежней — для многих Duolingo до сих пор является сервисом с бесконечными оповещениями, но если рассматривать эту ситуацию с точки зрения маркетинга, нужно отметить, что команда сделала все правильно.

Зачем эти пуши?

Немного авторской лирики и размышлений. Дело вот в чем, лично я считаю, что технология push в целом-то неплоха. Я действительно часто забываю что-то сделать. Банально — ежедневно заходить в игру на протяжении недельного ивента для меня невыполнимая задача. У меня есть миллион занятий поважнее. Но вот пуши помогают мне вспомнить об этой «очень важной» миссии.

И получать push в целом для меня не проблема. Каждый раз при скачивании приложений я просто выключаю разрешение на оповещения от тех программ, которые мне не нужны. Но вот когда я забываю это сделать, начинается ад на земле.

Просыпаешься ты такой утром, смотришь в любимый телефончик и видишь миллион бесполезных оповещений от всех приложений мира. Конечно, это раздражает, но поделать с этим я ничего не могу.

«Привет, спишь?». История мобильных push-уведомлений

В те дни, когда каждая вторая компания делают навязчивые пуши, существуют и те, которые действительно хотят помочь своим пользователям. Как бы вы не относились к Ютубу, их творческая студия действительно помогает авторам улучшить свой канал.

«Привет, спишь?». История мобильных push-уведомлений

Относительно недавно они внедрили функцию «Recap», которая каждую неделю отправляет в вашу мобильную версию творческой студии push-уведомление с краткой выжимкой по каналу за последние 7 дней. Это полезное и, что самое главное, ненавязчивое оповещение, которое рассчитано на улучшение вашего канала в целом.

И видосы рекомендуют по вашим вкусам. И про новые крусанут, если вы нажали на колокольчик. В общем, Ютуб красавчики, побольше бы таких ребят.

Удалить нельзя терпеть

Резюмируя, конечно, хочется поговорить с вами о том, что с этим вообще делать. Насколько мне известно, не все приложения согласны работать без пушей, поэтому заблокировать их без root прав не получится. Что такое root — это вообще отдельная тема для отдельной статьи и предлагаю не тратить на это время.

Так что делать, если приложение сильно нравится, но постоянные оповещения уже вот тут *показываю на горло* Нужно ли вообще терпеть эти пуши?

А как вы относитесь к пуш-уведомлениям? Насколько приятно видеть навязчивые сообщения от приложений на ежедневной основе? Даже на моем вышеописанном примере с Дуолинго я поступил весьма категорично. Просто удалил приложение, т. к. уже не мог терпеть постоянные пуши о том, что я не изучаю новый язык. А ВЕДЬ Я ЕГО изучал каждый ДЕНЬ! Удаляли ли вы приложения из-за push`ей или обходились малой кровью и просто глушили их?

На этом предлагаю заканчивать. Спасибо каждому за прочтение этой статьи. А еще у нас есть крутой телеграм-канал с кучей лайф-контента студии, с полезными знаниями про интерфейсы и бизнес. Так что вы, это, подписывайтесь, пушей не обещаем, но интересно точно будет))

1919
11 комментариев

О, а давайте в этом треде устроим конкурс на самое смешное уведомление. Победителю по лайкам скинем 500 рублей на пивко))

1
Ответить
1
Ответить

Отдельное спасибо за расшифровку аббревиатур. И интересный материал.

1
Ответить

Каждый раз вспоминаю интервью Сальмы 😄 https://youtu.be/QK2Kpn3fv6k?feature=shared

Ответить

Да, остается только фантазировать на тему того, сколько они заработали на такой бесплатной рекламе..

Ответить