Пахнет жареным: продавец свечей обнаружил, что Ozon берёт дополнительную комиссию за товары ручной работы

Продавец свечей на Ozon провел собственное расследование и выяснил, почему на одинаковые товары марке��плейс начисляет разную комиссию. Оказалось, что на процент влияет способ изготовления товара. С ремесленников, судя по всему, "дерут больше". Как только продавец при заполнении карточки ставит галочку в характеристике "Ручная, авторская работа", Ozon тут же накидывает сверху повышенную комиссию. Селлер в недоумении. Служба поддержки маркетплейса только разводит руками и не может толком объяснить, почему на одинаковые товары начисляется разная комиссия.

Пахнет жареным: продавец свечей обнаружил, что Ozon берёт дополнительную комиссию за товары ручной работы

Развивать свечное и гипсовое производство Анастасия решила еще в начале этого года. Месяц назад девушка сделала первую и пока единственную поставку cвечей на склад Ozon, работать стала по схеме FBO. 16 сентября 2023 года поставку приняли. Все это время Анастасия скрупулёзно заполняла карточки.

Пахнет жареным: продавец свечей обнаружил, что Ozon берёт дополнительную комиссию за товары ручной работы

Магазин, как свеча в ночи, буквально засиял на сайте Ozon. Рейтинг - 5 звезд, статус Premium, означающий, что покупатели высоко оценивают товары продавца.

Пахнет жареным: продавец свечей обнаружил, что Ozon берёт дополнительную комиссию за товары ручной работы

И все бы хорошо, если бы не странная комиссия. Анастасия обратила внимание, что на все ее свечи комиссия составляет 17%, а на одну - 19%. Решила, что это ошибка системы, свеча просто попала в другую категорию из "Декор, уборка и хранение" в "Дом и сад". Но подобные расхождения появились и по другим товарам, причем, не только у нее. В одном из чатов поставщиков Ozon на аналогичную проблему пожаловались и другие селлеры.

Пахнет жареным: продавец свечей обнаружил, что Ozon берёт дополнительную комиссию за товары ручной работы

Так началась многочасовая переписка с поддержкой Ozon, которую Анастасия назвала "отдельным видом психиатрии".

Пахнет жареным: продавец свечей обнаружил, что Ozon берёт дополнительную комиссию за товары ручной работы
Пахнет жареным: продавец свечей обнаружил, что Ozon берёт дополнительную комиссию за товары ручной работы
Пахнет жареным: продавец свечей обнаружил, что Ozon берёт дополнительную комиссию за товары ручной работы

Сотрудники поддержки Ozon (живые люди и боты) то отказывались признавать, что одинаковые свечи находятся в разных категориях, то признавали, предлагая все товары перенести в более дорогую категорию (с повышенной комиссией). Анастасия не бездействовала и провела небольшое расследование, обнаружив "подвох" в своей нише.

На тестовых товарах она заметила, что при заполнении характеристики "Вид выпуска товара" комиссия увеличивается на 2%. Точнее, за это отвечает характеристика "Ручная, авторская работа". Другими словами, как выяснила Анастасия, Ozon берет повышенную комиссию за ручной труд, но об этом нигде не сообщает. Самое забавное, что если заполнить эту характеристику потом - комиссия так и останется 17%, но наоборот уже не сработает.

Пахнет жареным: продавец свечей обнаружил, что Ozon берёт дополнительную комиссию за товары ручной работы

Вывод напрашивался такой: "Ручная, авторская работа" переносит свечи в категорию "Дом и сад", где комиссия 19% (FBO), а характеристика "Фабричное производство" определяет товар в "Декор, уборка и хранение" с комиссией 17%. Однако поддержка Ozon не может объяснить, почему так происходит, ссылаются на правила площадки и калькулятор. Но в том же калькуляторе Ozon черным по белому написано, что категория для расчета комиссии для свечей именно "Декор, уборка и хранение", а это 17%.

Пахнет жареным: продавец свечей обнаружил, что Ozon берёт дополнительную комиссию за товары ручной работы
Пахнет жареным: продавец свечей обнаружил, что Ozon берёт дополнительную комиссию за товары ручной работы

Анастасия указала характеристику "Фабричное производство". Но поддержка Ozon по-прежнему отказывается делать перенос c дорогой категории ("Дом и сад") на другую, более дешевую ("Декор, уборка и хранение"). Кроме того, поддержка не предоставляет селлеру информацию о том, где же написано, что товары ручной работы на маркетплейсе облагаются повышенной комиссией. А вы видели подобный пункт в договоре или на сайте для продавцов Ozon?

UPD: Получили комментарий от пресс-службы Ozon

Мы всегда обращаем внимание на обратную связь от продавцов и становимся удобнее и лучше. Мы изучили кейс...: в категории свечей правда есть расхождение - фабричные свечи относятся к категории “Декор”, а свечи ручной работы - к “Дом и сад”. Мы в курсе проблемы и уже работаем, чтобы быстрее её исправить. Объединим все свечи, независимо от того, как они изготовлены, в одну категорию с единой комиссией за продажу. Согласны, что так нашим предпринимателям будет проще и понятнее вести бизнес на маркетплейсе.
Что касается свечей “Черная вишня” - уже перенесли их в категорию “Декор”, как и хотел продавец. Сожалеем, что Анастасии пришлось долго ждать - проинструктируем сотрудников поддержки, чтобы корректно решать вопросы других продавцов в этой категории,
сообщили в пресс-службе Ozon.

8
29 комментариев