Почему работники выигрывают в судах
Из года в год работники выигрывают свыше 90% судов о взыскании заработной платы и около 40% судов об увольнениях.
Любопытствующие могут свериться с официальной статистикой судебного департамента при ВС РФ. Трудовые споры – моя любимая тема в системе трудовых отношений, а потому поделюсь своим мнением о том, почему же работники выигрывают в судах. Можете сравнить с собственными наблюдениями и поделиться в комментариях.
1. Опыт коллег и мой личный
Недавно смотрел онлайн-конференцию “Всё о трудовых спорах за один день” журнала “Трудовые споры”. Больше всего понравился доклад Ксении Печеник, юриста, члена ассоциации «Юристы за трудовые права». Сказанное ею во многом совпало с моими мыслями по поводу природы большинства трудовых конфликтов.
Хотелось бы прокомментировать основные тезисы.
а. Трудовые споры чаще всего – межличностный конфликт
Всё же по моему опыту это не совсем так. Я бы сказал, что основная причина конфликтов – это деньги. На “неденежные” нарушения трудовых прав наши работники реагируют довольно вяло. Не выдали СИЗы, приказали выйти в выходной, платят “в конверте” – всё это редко становится причиной взрыва. Сюда же относятся и межличностные конфликты с начальством.
Но зато стоит лишь снизить размер компенсаций за вредность, или срезать премии, или удержать лишние алименты – бронепоезд народного гнева вмиг выкатится с запасного пути на позицию прямой наводки. Разрабатывая в недрах HR очередную гениальную “схему мотивации”, призванную сэкономить ФОТ на 5% и повысить вовлечённость персонала на 15%, помните – это игра с огнём. Недавняя "забастовка" питерских курьеров "Озона" тому пример.
За вычетом денежных вопросов конфликтовать и судиться у нас не любят. Работники склонны смотреть на нарушение своих прав сквозь пальцы, пока оно не примет совсем уж неприличных форм и масштабов. А на правдоискателей и правозащитников посматривают подозрительно и с недоверием.
б. Многие конфликты можно предотвратить до суда
Хоть и не разделяю мысли о том, что в основе большинства судов лежат “личные неприязненные отношения”, вполне соглашусь с пользой медиации или простого диалога с работником. Оно полезно во всех случаях, только использоваться должно комплексно. Если коллектив ломали об колено, директивно проталкивая очередную чудодейственную “систему мотивации”, как в очередной условной “Новой Зеландии”, то потом никакая медиация не утихомирит волн гнева народного.
А вот если хотя бы озвучить свои шаги перед коллективом, дать возможность задать вопросы и конструктивно ответить на них, эффект выйдет совсем не такой болезненный, и отдельные вспышки можно будет погасить с помощью диалога.
в. Разные отделы не дружат друг с другом
и нужный для суда документ приходится разыскивать чуть ли не с ищейкой. Здесь, на мой взгляд, дело не столько в отсутствии координации между отделами, сколько в традиционно наплевательском отношении руководства к кадровому делопроизводству. На моей памяти отдел кадров в глазах начальства всегда был чем-то вроде стройбата. Прибыли не приносит, только время отнимает своими дурацкими бумажками. Комплектуется по принципу “на тебе, боже, что нам негоже”. И работают там зачастую некомпетентные люди, чей девиз “Ну мы же всегда так делали!”
2. Зарубежный опыт
Как же быть работодателю, когда для увольнения даже самого негодного работника нужна “куча бумажек”, которыми никто не хочет и не умеет заниматься? В западных компаниях существует такая должность, как Employee relations manager. Тот самый "человек из HR, готовый взять ответственность за увольнение". Его главной обязанностью, помимо досудебной медиации трудовых конфликтов, как раз и является поддержание пресловутой “кучи бумажек” в состоянии повышенной готовности, чтобы чуть что – и всё по ТК, и комар носа не подточит.
В последнее время в самых крупных отечественных компаниях предпринимаются робкие попытки ввести нечто аналогичное под маркой “методолога по кадровому делопроизводству”. Копируем западные практики, как обычно. С другой стороны, и обстановка ведь вынуждает. Цифровая эра, полно информации в интернете, ГИТ жалобы через сайт принимает… Работники знают свои права всё лучше и защищают их всё активней, несмотря на описанный выше менталитет.