Маркировка рекламы: взгляд агентства 2 месяца спустя
1 сентября 2023 года стал одним из самых «пугающих» дней для представителей бизнеса в России. С этого момента всю рекламу в интернете необходимо маркировать. Давайте разбираться, что стало известно за 2 месяца работы в новом формате.
Для тех, кто пропустил новость о поправках в закон, подробнее рассказали в этой статье.
Two months later…
Напомним, что суть маркировки — отслеживать недобросовестную рекламу, размещенную в интернете. Данные обо всех участниках передаются в ОРД, что упрощает контроль за нарушениями законодательства и позволяет принять меры.
Любой пользователь, у которого появляется вопрос к содержанию рекламы, может скопировать токен (идентификатор) креатива и отправить в Роскомнадзор на проверку.
Как выстроен процесс маркировки в MYGRIBS?
Любые нововведения прежде всего необходимо структурировать внутри команды. В MYGRIBS за процесс отвечает финансовый директор: консультирует по вопросам маркировки и пишет апдейты с новой информацией в отдельный для этого чат. В нем состоят проджект-менеджеры, сотрудники SMM и PR-отдела — те, кто создает рекламный креатив и контролирует его размещение.
Каждый работает по своему проекту: заключает договор с площадкой и подает заявку в чате маркировки. Менеджер передает данные в ОРД и получает токен, закрепленный за креативом. По истечении календарного месяца нужно отправить отчет оператору рекламных данных со статистикой креатива.
Как подать заявку на токен?
Процесс размещения рекламы теперь занимает больше времени, и это основная сложность, которую нужно учитывать при планировании вашей кампании. В остальном все довольно просто. Для заявки в ОРД нужно предоставить:
– итоговый креатив в виде, в котором он будет опубликован; – сроки рекламного размещения;
– данные об изначальном и доходном договоре;
– тип рекламной кампании;– форму распространения рекламы;
– целевую ссылку.
Важно: токен закрепляется за конкретным креативом. При внесении любых изменений в текст или фото нужно подавать новую заявку.
Как строится работа с ОРД?
Сейчас в России действует всего 7 операторов рекламных данных: ВКонтакте, Яндекс, Ozon, Сбер, МТС, Вымпелком и «ОРД-А». Принцип работы у всех довольно схожий: они собирают данные и назначают каждому креативу токен. Идентификатор (erid) необходимо разместить перед целевой ссылкой.
Как маркировать нестандартные форматы? (самореклама, бартер, розыгрыши, реклама в запрещенных соцсетях)
Принципиальных отличий нет. Для саморекламы тоже нужен договор «с самим собой», чтобы зарегистрировать креатив. Например, в МедиаСкауте система создает его самостоятельно. Потом нужно только отчитаться в ОРД по показам.
Рекламу за полный или частичный бартер нужно маркировать. Цена товаров — это и есть стоимость размещения креатива, которая тоже облагается налогом.
Розыгрыши своей продукции на собственном аккаунте маркировать не нужно. Но если мы проводим акцию на площадке партнера или разыгрываем его товары у себя, то маркировка обязательна.
А насчет публикаций в запрещенных соцсетях все не так однозначно. Бренды разделились на два лагеря: одни маркируют, другие — нет.
Например, от Роскомнадзора была информация, что instagram* будут проверять. ФАС сообщает, что русской аудитории в запрещенной соцсети нет, поэтому реклама не подлежит маркировке. Ситуация постоянно меняется, на сегодняшний день конкретных кейсов пока нет.
Что реклама, а что нет?
Важно помнить, что коммерческая основа не является ключевой в определении рекламы.
Ориентируйтесь на определение рекламы: информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к товару или услуге, продвижение на рынке, формирование или поддержание интереса.
Рекламой не является информация о партнёрах, если она не формирует интерес к отдельному бренду и носит справочно-информационный характер. Новости о своей компании, мероприятии или продукте тоже не попадают под определение рекламы.
Примеры промаркированных объявлений
Важно: токен (erid) должен находиться в начале текста до перехода по целевым ссылкам либо вшит в ссылку.
После креатива необходимо добавить следующую формулировку: Реклама ООО/ИП “___” ИНН: ___
Примеры промаркированных креативов MYGRIBS
Какие сейчас актуальные штрафы?
Непроставление отметки «реклама» и данных о рекламодателе:
– от 100 000 до 500 000 руб для юридических лиц;
– от 100 000 до 200 000 руб для должностных лиц;
– от 30 000 до 100 000 руб для физических лиц.
Непредставление в ЕРИР информации о рекламе, неполное, недостоверное, неактуальное или несвоевременное предоставление информации:
– от 200 000 до 500 000 руб для юридических лиц;
– от 30 000 до 100 000 руб для должностных лиц;
– от 10 000 до 30 000 руб для физических лиц.
Распространение рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению:
– от 200 000 до 500 000 руб;
– от 100 000 до 200 000 руб для должностных лиц;
– от 30 000 до 100 000 руб для физических лиц.
Всё ли так страшно?
В начале всегда страшно, особенно с большими штрафами за нарушения. Если выстроить четкую систему в агентстве, отделе и команде, то оказывается, что все не так сложно.
Маркировка постепенно становится частью твоей рутины, к которой тоже привыкаешь. Просто нужно спокойно разобраться в логике работы, следить за новостями и внимательно следовать правилам. Когда начинаешь идти по определенной схеме, то совсем не страшно.
Самое интересное, что все трактуют этот закон как хотят. Вот на днях буквально партнерам пишу: вы маркируете баннеры на своем сайте? а мне в ответ - нам юристы сказали, что маркировать нужно только рекламу, размещенную на чужих сайтах....И где правда? И как потом с этого юриста стребовать компенсацию, если оштрафуют?
Потому что те кто приняли этот закон сами не особо в нем разобрались, просто ввели ради штрафов