Письмо в редакцию: Как я уехал в США и привлек $3 млн инвестиций за полгода
В июне 2015 года Appodeal, сервис для оптимизации мобильного трафика с российскими корнями, привлёк $3,1 млн инвестиций. Основатель и руководитель компании Павел Голубев прислал в редакцию ЦП письмо с рассказом о том, как он переехал в США и самостоятельно привлёк капитал менее чем за шесть месяцев.

Почему невозможно строить бизнес в ad tech индустрии из России
Я уехал из России, когда мне было всего 20 лет. Поехал на месяц в Таиланд, увидел разницу, в первую очередь, в менталитете и отношении к жизни, и не вернулся.
С тех пор я очень часто переезжал, в основном, по
Примерно год назад, когда я начал работать над Appodeal, передо мной встал нелегкий выбор между
В Сингапуре одни из самых лучших условий для ведения бизнеса, и я до сих пор очарован Азией, но в итоге я решил, что
- Для Appodeal очень важно поддерживать хорошие отношения со всеми участниками рынка. В
Сан-Франциско расположено большинство наших партнеров. Фактически мы перепродаем трафик рекламным сетям, и для нас важно общаться вживую с тем же AdMob или Chartboost, параллельно объясняя то, что мы делаем. Важно показать, что мы заинтересованы в развитии ранка мобильной рекламы: мы хотим, чтобы он стал лучше и прозрачнее для разработчиков. - Я понимал, что рано или поздно нам понадобятся сторонние инвестиции. Рынок мобильной рекламы растет очень быстро, и чтобы построить успешную компанию, необходимо расти вместе с ним и даже быстрее.
- На тот момент я жил в Майами, знал много чуваков из ИТ, которые помогали мне с Alfa Productions ранее и с Appodeal сейчас. Это было удобно.
Какие были сложности
С ведением бизнеса в США все гораздо проще, чем в России. Особенно мне нравится система налогообложения. До тех пор, пока компания не зарабатывает, ты никому ничего не должен. Если хочешь заниматься собственным делом, например, красить стены, достаточно напечатать визитки и начать работать. Никакого юридического лица регистрировать не нужно.
Были определенные сложности с открытием первого банковского счета.
На тот момент у меня была туристическая виза, которая не предусматривает социальную страховку (social security number). В связи с этим, сотрудник банка отказался открывать счет. Это решается элементарно: выходишь из банка, заходишь через 10 минут, садишься к другому менеджеру и делаешь так до тех пор, пока не найдется нужный сотрудник, который уже знает о том, что так можно.
Единственная проблема, с которой я регулярно сталкиваюсь, — это виза. У меня нет
Как работать с международной командой по всему миру
Изначально я разрабатывал Appodeal самостоятельно. Начиная с сентября я начал нанимать программистов. Все наши разработчики работают из России, Белоруссии и Украины. В этих странах очень много высококвалифицированных разработчиков. В США вообще большая проблема с такими специалистами, особенно в Калифорнии. Если ты ищешь программиста в
Я предпочитаю работать с дистанционными командами и считаю, что так мы более эффективны. Сейчас мы расположены в четырёх основных часовых поясах. Один раз в неделю мы созваниваемся все вместе и обсуждаем текущие планы. В основном мы общаемся через Slack, созваниваемся через Hangouts. Основной язык — английский, в то же время, вопросы с русскоязычными пользователями гораздо эффективнее решать на русском. Мы постоянно обсуждаем условия работы, многие хотят переехать в США, и мы над этим работаем.
Сейчас в нашей команде уже около 30 человек. В
Тут есть такая поговорка: "If it ain't broke, don't fix it" («Не чини, если не сломано»). Если будем открывать офис, то только по инициативе сотрудников. Сейчас все довольны, ничего не сломалось и такой необходимости нет.
Как влиться в местную тусовку
Местная
Есть одно не совсем обычное место, мы называем его Russian SPA ('Archimedes Banya'). Там я познакомился со многими людьми, которые помогали мне развивать компанию.
Сейчас на рекламном рынке много мошенников, а доверие и понимание в отношении нашего продукта играет для нас очень важную роль. Мы ставим в известность наших партнеров (AdMob, Chartboost, MoPub) о всех изменениях. Зачастую мы делаем абсолютно новые вещи, которые с ходу непонятны, поэтому нам приходится встречаться с людьми лично и объяснять все на пальцах. Обычно все компании открыты для сотрудничества, иногда нам намеренно ограничивают доступ, но это, скорее, исключение из правил.
Как долго и почему мы не искали инвестиции
На тот момент у меня уже был негативный опыт привлечения инвестиций. В 2008 году я делал браузерную игру про любовь «Съемка». Благодаря нам многие пользователи познакомились и даже женились в оффлайне. Но, к сожалению, мы не достигли больших объемов, и проект пришлось закрыть. Поэтому на сей раз я решил подойти к вопросу более серьезно.
Я планировал использовать Appodeal для того, чтобы обслуживать собственные приложения. У меня были личные сбережения, и на начальном этапе я вложил около $200 тысяч. В феврале 2015 года, когда первые пользователи написали отзывы о нашем сервисе, вопрос роста компании встал особенно остро. Стало необходимо сосредоточиться на качестве сервиса, а не считать каждую копейку.
С чего мы начали поиск
Как бы банально это ни звучало, но в первую очередь мы начали общаться и рассказывать всем про то, что мы делаем. У нас был рабочий продукт, четкий
Он стал нашим наставником и сделал для нас значительно больше, чем просто вложил деньги. Благодаря ему я познакомился со многими ключевыми сотрудниками в AdMob и узнал, как работает компания изнутри. После Игоря появилось еще пять ангелов, которые суммарно вложили более $100 тысяч. Все они принимали решение сразу же после встречи.
Одна из сделок полностью прошла по Skype, без видео. Я говорил голосом, он же набирал текст,
С какими сложностями столкнулись
Изначально я планировал привлечь $400 тысяч во время первого раунда и еще $3 млн во время второго, осенью. Весь февраль мы практически не занимались развитием сервиса и все свободное время тратили на подготовку документов и организацию встреч с инвесторами. Помимо этого, мы столкнулись с несколькими багами, которые нужно было срочно исправлять. Это был критический месяц, и усидеть на двух стульях казалось невозможным.
Мы начали встречаться с фондами, но с ними оказалось еще сложнее. Серийные инвесторы вообще боятся вкладывать средства в ad tech, так как за последнее время было несколько неудачных IPO, многие на этом обожглись. Помимо этого, каждый инвестор мечтает построить
Знакомство с инвесторами обычно проходило в формате короткого выступления, со стороны потенциального партнера было два–три человека. Самой напряженной для нас была встреча с крупным азиатским фондом, наше выступление слушали около 20 человек в огромном зале, каждый задавал вопросы.
В итоге, мы решили завершить этот процесс как можно скорее, пусть даже на менее выгодных условиях, чтобы полностью сфокусироваться на проекте. Мы избежали лишней бумажной волокиты с выпуском акций, используя конвертируемые займы (convertible note) и сервис Clerky, который предоставляет шаблоны юридических документов для стартапов.
Чем все это закончилось
Спустя четыре месяца мы закрыли раунд и привлекли $3,1 млн. Ключевым инвестором стало крупное издательство, по размерам сопоставимое с Zynga. Несмотря на то, что это огромная компания, где есть целый отдел, который занимается оптимизацией рекламы, после перехода на Appodeal их доход увеличился примерно на 30%.
Анализируя все встречи, а их было около 50, я понимаю, что если инвестор заинтересован, то он сразу дает об этом понять.
Сухие цифры и
Советы
- Постарайтесь как можно скорее сделать рабочую версию продукта.
- Как можно больше общайтесь и рассказывайте о своем продукте.
- Найдите себе хорошего и опытного наставника.
- Прочитайте книгу 'The Startup Owner's Manual' Стива Бланка.
- Посещайте мероприятия, которые устраивают крупные компании.