Что не так с онлайн-курсами?
Привет! Меня зовут Павленко Виталий, я хочу поговорить о проблемах онлайн-курсов программирования. Это не реклама онлайн-курсов и даже не антиреклама. Я сам сотрудничаю с двумя известными онлайн-школами. Эта статья скорее является ретроспективой на онлайн-образование в IT и попыткой решить существующие проблемы.
Онлайн-школы имеют большой штат сотрудников, постоянно переписывают и актуализируют свои курсы, стараются учитывать все негативные отзывы, постоянно улучшать процессы, создавать разные SLA для наставников и т.д. Но я хочу поговорить не о каких-то проблемах в моменте, типа “почему мы учим это, если сейчас на рынке используют это”, а о более фундаментальных проблемах.
В цитатах я буду вставлять реальные отзывы студентов, которые мне приходилось слышать самому.
Естественный отбор
Нам показывают в примере 2+2, а потом в домашке мы должны собрать космический корабль
Понятное дело, что студенты бывают разного уровня, а программа у всех одна. И это одна из самых главных проблем потоковых курсов.
Кому, как правило, больше всего заходят курсы? Тем, кто приходит не нулевой конечно же. Если я знаю верстку и более-менее JS, то больше шансов что мне курс по профессии фронтенд-разработчика залетит:
- я закреплю знания по HTML/CSS
- я получше освою JavaScript
- а к концу курса еще и React освою, просто супер
Но часто приходят люди с нулевыми знаниями, которые даже навыков программирования не имеют – не знают, что такое условие, цикл и прочие штуки, очевидные для многих на старте.
И что происходит с таким студентом? Скорее всего, он просто споткнется где-то на 20% курса, разочаруется и забросит всё. Но это не значит, что не стоит продолжать для него, конечно же нет. Просто такому студенту курсы могут сильно навредить, сломать его самооценку и убить в нем саму идею входа в IT. Это очень серьезная проблема.
Неестественный процесс
Накидывают одну тему за другой. Не успел усвоить в голове одно, как уже другая тема следом, и нужно уже по ней домашку делать. И просто в какой-то момент ты уже совсем теряешься и не понимаешь что происходит
Давайте посмотрим, как мы усваиваем какие-то новые технологии в реальности:
- Мы уже что-то умеем делать и делаем как можем
- Узнаем про какую-то технологию
- Потихоньку вкатываем ее в текущий проект
- Постепенно читаем документацию по мере необходимости
- Закрепляем знания в течение какого-то времени, в зависимости от сложности технологии
А как это происходит на курсах. За N месяцев мы должны освоить профессию: осваивайте все современные фреймворки, библиотеки, обмазывайтесь линтерами, и гит обязательно и так далее и так далее.
Что здесь не так? Все эти технологии разработчик осваивает за несколько лет, постепенно вкатывая новое в свою текущую работу, развивая и закрепляя навык постепенно. А в курсах несколько лет сжимаются в несколько месяцев, что не каждый выдержит, особенно если у тебя есть еще какая-то работа параллельно.
Нет мотивации
Неинтересно делать какой-то очередной чат или туду лист. Я не вижу в этом ценности и не хочется вкладываться в такой проект
Можно было бы сказать что заплаченные деньги за курс и есть мотивация. Но мы здесь говорим больше про какие-то дофаминовые подпитки. Давайте подумаем как в реальности мы мотивируемся что-то делать, изучать, внедрять и т.д. А все просто, это:
- Либо деньги. Разработчикам, как правило, не сильно важна суть продукта, если они получают за это компенсацию в виде ЗП
- Или когда ты делаешь что-то интересное и важное для себя.
В курсах же, как правило, все дружно делают какой-то один проект. Согласитесь, если бы каждый студент делал что-то относительно уникальное, мог выбирать проект или воплощать свои идеи, то было бы совсем другое дело. Пусть даже если бы он не получил за это поощрение в виде зарплаты.
Взращивание фрилансеров
Что остается на руках у студента, окончившего онлайн-курсы? Пару шаблонных проектов на реакте, которые он вымучивал несколько месяцев. Конечно же он чему-то научился:
- освоил какие-то технологии
- научился работать по тз
- искать информацию для решения проблем
А как же это связано с реальным IT? Очень отдаленно конечно же, потому что студент не получил никакого командного опыта. Он стал фрилансером, и почти все курсы взращивают фрилансеров. Хотя и появляются экспериментальные командные треки в конце обучения, но это еще очень сыро.
Что получаем на выходе
Курсы кому-то точно подходят и могут дать ценность, но для кого-то они могут быть только вредными – в лучшем случае вы просто потеряете деньги, а в худшем похороните в себе идею смены профессии.
А что можно изменить? Относительно самих курсов мало что можно сделать. Но я вижу такие решения проблем:
- Смещение в сторону индивидуального подхода. Сейчас тема личных менторов становится все более популярной. И для меня удивительно, почему до сих пор онлайн-школы не подхватили этот тренд и не стали предоставлять услуги проверенных штатных менторов под потребности учеников.
- Развитие естественной рабочей среды.На этом этапе нужно создавать реальные проекты, собираться в команды, проводить совместные встречи (от дейликов до ретроспектив). Этот этап позволит студентам научиться работать в командах, познакомит их с процессами, а еще было бы здорово получить на выходе реальный уникальный командный кейс.
Друзья, а какие вы видите проблемы в онлайн-образовании? Давайте обсуждать 🙂
Подписывайтесь на телеграм-канал Вайтишная – пишу честно про IT