«Что “Тинькофф”, что “Сбербанк” построены как банки, а не как продукты»: подкаст с Product Owner Revolut
Михаил Цвик, Product Owner в Revolut, рассказал, что происходит внутри стартапа, который за год вырос с 4 до 10 млн пользователей и увеличил выручку в четыре раза. Публикуем выжимку из цитат.
Про идею Revolut
Почему мы бросаем вызов? Мы считаем, что банки — это такие большие организации, у которых есть власть и деньги, и они на этом наживаются.
А мы появляемся, словно рыцари в сияющих доспехах, и говорим: «Вот вам всё это бесплатно». У нас есть бесплатный продукт, где ты начинаешь платить только с того момента, когда превышаешь лимит по транзакциям. Или если выбираешь платный продукт, чтобы получить доступ к большему количеству функций.
Про глобальные цели
Изначально нашим основным направлением были мультивалютные операции. Теперь мы постепенно начинаем претендовать на основной аккаунт — тот, где люди ведут все свои финансы.
В приоритете направление Open Banking. Ты можешь подключить приложение Revolut, и весь твой бюджет будет там. Глобальное видение такое: когда-нибудь Revolut будет решать все твои финансовые вопросы, он станет домом для любых твоих финансов.
Про рост
Любая быстрорастущая компания начинает вкладываться в своей рост. При этом каждая такая компания может стать прибыльной в любой момент.
Вопрос в том, что конкуренты в это время продолжат вкладывать в рост. Revolut долгое время не вкладывал бюджет в маркетинг, мы вкладывали в продукт, в разработку. Именно поэтому мы так быстро выросли.
Про метрики
Основная метрика, за которую мы боремся в Revolut for Business — это количество бизнесов, прошедших онбординг в течение одного дня (onboarding — процесс знакомства новых пользователей с продуктом). То, что называется онбордингом в обычных продуктах, в банках немного отличается.
При регистрации мы должны проверить ряд юридических вопросов — например, что эти бизнесы не занимаются противозаконной деятельностью. Для этого у нас есть комплаенс команда (compliance — соответствие нормам), в которой процессы наполовину автоматизированы.
Зарегистрироваться у нас в банке бизнес может за один день, при этом около половины потенциальных пользователей не проходят процесс онбординга.
Про инструменты
В продуктах много разной функциональности. Моя задача в качестве Product Owner of Engagement — создавать инструменты, которыми будут пользоваться другие PO для продвижения своих фичей.
Эти фичи будут взаимодействовать с пользователем и растить различные метрики. Таким образом, нужно строить сервисы и инструменты, которые будут работать для всего продукта.
Например, ты хочешь увеличить discoverability (узнаваемость и понятность для пользователя) какой-то фичи. Можно делать это для каждой фичи по отдельности, а можно построить единую платформу, пользуясь которой другие PO будут решать, как они хотят продвигать свои фичи.
Про команды
Команды строятся вокруг метрик. Revolut Retail и Revolut for Business функционируют как два самостоятельных бизнеса. Также есть Head of Growth и Head of Product, которые являются основными стейкхолдерами и должны вместе решать все стратегические вопросы.
В Revolut нет понятия «отдельный ИТ-департамент», всё делается в кросс-функциональных командах.
Банк vs продукт
Дело не в инженерных практиках, а в фундаментальных принципах, которые стоят в основе компании. Что «Тинькофф», что «Сбербанк» структурно построены как банки, а не как продукты. Сейчас они заявляют: «У нас появились Product Owners и Agile». Но если ты нанял людей и назвал их продактами, это не делает тебя продуктовой компанией.
В продуктовой компании PO в конечном счете ответственен за все, даже за юридические вопросы. А в банках намного более бюрократические процессы и менее продуктовые принципы управления.
У них до сих пор существуют отдельные ИТ-департаменты, в которые люди ходят решать свои вопросы. А кросс-функциональные команды, которые оперируют как автономные ячейки и отвечают за свои части бизнеса — это скорее редкость. Они хорошие операционисты и делают хорошие банки, но плохие продукты.
А еще больше про эксперименты, рост продуктов и growth-процессы команд читайте в Telegram-канале Epic Growth Channel.