Куда развивается SEO и что было в начале? Поведенческие, а затем массовая генерация текста и ИИ

Все развивается: поиск, технологии, посетители. Меняются интересы. Но, что в итоге?

Запросы

Как было ранее... Запросы собирали в сервисах, типа WordStat Яндекса или Key Collector по категориям/подкатегориям сайта, иногда товарам (! Товары на сайте могли удалить, поэтому их редко использовали).

Задача была не собрать больше, а собрать более менее подходящие запросы.

Информационные запросы (Часто содержали вопросы: что, где, как, когда и т.д.) очень редко попадалась, их продвигали отдельно, например, в блоге сайта больше для перелинковки и усиления тех же самых страниц категорий/подкатегорий. Самих запросов было немного, обычно сотни.

В приоритете было продвижение по запросам в топ 10 и все...

Сейчас по запросам. Обычно задача собрать максимальную семантику, которая вообще может приводить трафик.

Это могут быть и товарные запросы, часто информационные как некоторый этап воронки, точка касания (! Почитали чтобы узнать, подумали, решили что статья экспертная, обратились с вопросом — заказали).

Поскольку запросы могут быть «смешанного» типа может меняться посадочная страница и лучше закрыть сразу все потребности. (! В выдаче как коммерческие страницы, так информационные страницы).

В приоритете продвижение по трафику, лидам, конверсиям в целом.

Техническая оптимизация

Как было ранее... В целом закрывались ошибки, но скорее то что легко достаточно найти. Сканеры страниц или парсеры были и ими пользовались. Но, если быть объективным самое основное — это дублирование контента (! Речь не только про сам основной текст на странице, но заголовки TITLE и мета-тег DESCRIPTION) на сайте, это нужно, важно устранить.

Дубли, дубли, страницы, страницы

Сейчас по техническим ошибкам. Проблемы есть, но в приоритете остаётся как раз дублирование. Часто встречается ещё отдача 200 ответа вместо 404, особенно на Битриксе. Нужно всегда проверять список страниц, которые дублируются, плохо индексируются, выпадают в Яндекс.Вебмастере и Google Search Console.

Оптимизация страниц

Как было ранее... Можно было писать как угодно. Использовались точные вхождения запросов из 2-3 и более слов. Можно было все...

Потом конечно Яндекс начал применять фильтры, которые не всегда позволяли просто насыщать страницы запросами и получать заветный топ.

Сейчас по оптимизации. Борьба просто с переспамом на страницах перешла в фазу, что нужно учесть водность, прогнать через Тургенев, Главред из самого простого добавить ключи из LSI. В Яндексе официально была речь про алгоритм BM25. Но, лучше ознакомится с тем как приготовить текст для страницы: лемматизация, NLP, LLM, word2vec и прочие ругательства.

Основная тенденция — это текст именно от экспертов, который будет безопасный и полезный.

Также стремления к определено полезному тексту видны в алгоритмах:

  • YMYL (Your Money or Your Life перевод «Ваши деньги или ваша жизнь») от Яндекса.
  • EEAT / EAT (Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness, перевод «Экспертность, Авторитетность, Доверие») от Google.

Понятно что алгоритмы касаются категории медицинских, финансовых и юридических сайтов, но туда могут входить и другие.

Если максимально упростить — Работать над материалами должны эксперты, доверие и авторитет они должны заслужить, как вы спросите? Публикации в крупных авторитетных порталах, журналах, отзывы про их услуги, т. е. речь про пиар.

В заголовке ИИ, а он тут причём?

Автоматизацией SEO при помощи «ChatGPT» сейчас никого не удивить. Но, что там в итоге, как выгладят тексты на сайт, заголовки TITLE-H1 и мета-теги DESCRIPTION?

Промпты не всегда решают проблему, текст генерируются из загруженной информации в ИИ, там нет экспертного мнения, чат не занимался сам решением проблем. И это я не говорю о переспаме из запросов, которые ИИ добавит.

В итоге это явно не соответствующие последним введённым алгоритмам поисковых систем. Но, действительно можно работать быстрее, но качество под большим вопросом. Нужно все обязательно править, смотреть, чтобы получить на выходе более-менее приемлемый результат.

Поведенческие факторы

Как было ранее… Это довольно свежее направление для поисковых систем. Но, при этом самый сильный фактор. Хотя изначально в Яндексе все было построено на ТИЦ (Тематический Индекс Цитирования), а именно ссылках на разные документы, страницы сайтов. Потом появился ИКС (Индекс Качества Сайта). Поведенческие и коммерческие факторы появились более 7 лет назад, примерно. Кто-то ранее начинал с ними работать, а кто-то позже. Обычно делали аудиты улучшали содержимое страниц: блоки с преимуществами, отзывами, конверсионные формы и многое другое.

Сейчас по поведенческим. Аудиты по улучшению коммерческих и поведенческих факторов также и остались. Работать нужно, но появились проблемы с этим самым сильным фактором.

Коллеги с некрупными клиентами постоянное жалуются на проблемы с накруткой поведенческих факторов, что позиции по запросам стоят и невозможно пробить ТОП 30. Есть пока единственный вариант это представленные на рынке решения по защите от ботов. Их достаточно много.

Яндекс сам пытается отсекать ботовый трафик с переодическим успехом.

Для крупных сайтов проблема не столь острая, так как у них брендовый трафик, на них переходят и покупают напрямую, а не всегда ищут только в поиске.

Таким образом выходим на итоги:

  • Предварительный аудит что вообще можно ожидать от работ, где сейчас находится сайт/компания? Что вы можете сделать и за сколько?
  • Тесная работа с клиентом (чтобы согласовать / договорится по всем работам и точкам). Просто брать оплату и молчать — толку не будет;
  • Максимальная семантика по которой ищут (нулевые запросы клиенту не нужны);
  • Приоритет за экспертными материалами и статьями (никаких генерённых «жвачек»). В идеале статьи написанные вашими сотрудниками о работе;
  • Усиление точек роста по поведенческим факторам на основе семантики. Ищут калькулятор, он должен быть, ищут размеры носков, должна быть сортировка и т. д.;
  • Работа с рекомендациями и отзывами. Это не было освещено в статье, но клиенты должны рекомендовать компанию, это главный признак успеха, если это не так, то вы делаете что-то не так.

Почитать про опыт работы автора можно тут:

44
33 комментария
Комментарий удалён модератором

Вы шутите? Нас теперь на годы вперед ждёт помойка вместо поиска - и как бы не чат боты вместо выдачи.

1
Ответить

Главное чтобы потом не воспользовались нами.

1
Ответить

Всё так. Поисковые системы трансформировались из собственно поиска информации в рекламные системы. И им уже не нужна точность соответствия запросу, их интересует меньше вбухать в вычислительные мощности и ресурсы, больше срубить на рекламе и сервисах.
Отсюда - менять надо и тактику, и стратегию. С общеэкономическими проблемами ничего не поделать, но сеошка ещё покоптит.

1
Ответить

Да, нужно развиваться в маркетинг больше я про это писал в своей статье.

Ответить

Куда катится SEO и что было в начале? ИИ и генерация текста. ПоведенческиеГосподи, что это вы так всё в кучу-то? Это больше похоже на эмоциональный всплеск :)
А куда катится — куда и всё. В будущее. SEO — это не только танцы вокруг шеста (зачеркнуто) Я и Г, это отрасль семантического поиска. Меняются инструменты и подходы, но человеческий мозг модернизировать пока не удалось.

1
Ответить

Ну я же не робот. Вот на эмоциях передаю свое мнение. Живо и с опытом.

Ответить