Группа Вконтакте как инструмент омниканальной коммуникации. Зачем это делать и какой результат это даст?

Кто мы?

ООО «ЭСК «Энергомост» занимается строительством высоковольтных линий электропередач, нефтегазовых трубопроводов, полным циклом проектно-изыскательских работ. Наша особенность и одновременно сложность – это распределенные вахтовые городки, которые охватывают девять часовых поясов.

В компании трудятся 4000 человек. Офисы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Красноярске. Подавляющее большинство сотрудников составляют вахтовики, которые находятся за тысячи километров от офисов и за все время работы в компании могут ни разу не пересечься с операционным составом.

С каким вызовом столкнулись?

За последний год все российские компании столкнулись с сильнейшим кадровым голодом в строительной отрасли. На рынке не хватает порядка 200 тысяч строителей. Этому способствовал ряд причин: и демографическая яма двухтысячных, и специальная военная операция и, в целом, тренд последних 15 лет в виде популяризации сферы услуг над производством.

Тотальный кадровый голод заставляет строительные компании по другому смотреть на рынок труда
Тотальный кадровый голод заставляет строительные компании по другому смотреть на рынок труда

Растет стоимость найма сотрудников и ключевым становится удержание действующих, а не привлечение новых.

Работник вахты, как дрейфующая льдина: сегодня здесь, а завтра уехал на межвахту и устроился в другое место. Его смена работы не всегда связана с лучшими условиями труда или более высокой зарплатой. Он может уйти в другую компанию, сказав, что увольняется по семейным обстоятельствам, хотя на самом деле просто не понял, где в расчётном листе отмечена компенсация накладных расходов, а на участке ему не смогли внятно объяснить. Может, вообще не доработать вахту и уехать "потому что гладиолус", не объясняя причины. Порой ему просто нужно внимание на этапе адаптации во время работы, и здесь отношение компании к его проблемам как никогда влияет на его лояльность и вовлечённость.

Портрет целевой аудитории нашей компании
Портрет целевой аудитории нашей компании

Сотрудники работают вахтой на строительстве объектов в таких местах, где никогда не ступала нога человека. Нам приходится в буквальном смысле осушать болота, вырубать просеку, чтобы в этом месте создать жилой городок, где будут жить и работать люди. Этот городок (на профессиональном языке ВЖГ) не будет стоять 5-10 лет. Реализация проектов длится 1-3 года, далее новый проект, новое место и новый городок. Образ жизни чем-то напоминает кочевников: завезли модульные вагончики на колесах для жизни, быта и работы, привезли технику, материалы и продукты, завезли персонал и ВЖГ готов. Поскольку работа ведется в условиях приравненных к крайнему северу, а до ближайшего населенного пункта несколько сот километров не всегда получается обеспечить комфортные условия пребывания сотрудников с хорошей связью и интернетом.

При таком темпе жизни компании рвутся коммуникационные связи, и каждый раз нужно их настраивать с работниками на новом месте. А там могут быть уже новые люди и весь процесс адаптации и поддержки заново. В таких условиях ошибки в коммуникации существенно влияют на удержание и текучесть персонала.

Важно: при оценке eNPS ("employee net promoter score" - индекс лояльности сотрудников) мы разделяем понятия лояльности и удовлетворённости. В нашем понимании на удовлетворённость в большей степени влияют факторы условий труда (уровень заработной платы, социального-бытовые условия, обеспеченность СИЗ и инструментом для выполнения своих должностных обязанностей). Поэтому говоря о вовлечённости и лояльности в этом кейсе мы намеренно исключаем факторы условий труда.

  • Как в таких условиях быть на связи с сотрудниками 24/7?

  • Как завоевать их доверие, чтобы они озвучивали проблемы не в момент увольнения?

  • Как вовлекать вахтовиков в корпоративную культуру и информировать, когда доставка печатной продукции - дорого?

  • Как работать с лояльностью и вовлеченностью на участках?

  • При этом у работников возникают вопросы, связанные с их трудовой деятельностью, насчет которых они не всегда могут получить полный и своевременный ответ на площадке. Например, как получить справку с места работы для банка или копию трудовой книжки для пособия, как понять, где в расчетном листе указаны надбавки, как получить материальную помощь, когда купят билеты домой/на вахту, как уйти в отпуск и т.д.?


Какие цели и задачи перед собой поставили?

Была сформулирована глобальная цель - снижение текучести персонала по причинам не связанными с факторами условий труда (зарплата, социально-бытовые условия и пр).

Как следствие образовались задачи:

  1. Настроить информационное сопровождение на всем жизненном цикле человека в компании.

    Нужен аналог "МФЦ" только для сотрудников. Место, куда человек может обратиться по любым вопросам, связанным с его трудовой деятельностью в удобное для него время, любым удобным способом.
  2. Организовать своевременную и прозрачную обратную связь

    Обращение не должно теряться "в кабинетах". Сотрудник должен понимать, что его обращение будет рассмотрено и он получит ответ в срок.

  3. Формировать чувство сопричастности компании в онлайн-формате, вовлекать их в корпоративную жизнь и транслировать ценности. Ведь благодаря сотрудникам обеспечивается энергетическая стабильность целых регионов нашей страны!


Что сделали?

Чтобы решить поставленные задачи и удовлетворить потребности ЦА, мы трансформировали каналы коммуникации в омниканальную систему, разработали портрет ЦА, EJM (карта жизненного цикла сотрудника) и наложили бизнес-цели компании на существующие каналы коммуникации.

Систему реализовали на платформе AmoCRM - ее мы уже использовали для лидогенерации и она нас полностью устраивает. Внутри нее настроили воронки, этапы, добавили автоматизации в виде чат-ботов и триггерных действий, переработали регламент работы колл-центра: установили порядок обработки обращений из разных источников, отрисовали матрицу ответственности, сформулировали риски и определили мероприятия, снижающие их, установили максимальный срок ответа на запрос - 3 рабочих дня. Все обращения разделили на категории и за каждой был назначен ответственный.

Для вахтовиков главное - прозрачная и своевременная обратная связь. Это один из ключевых элементов доверия.

К системе были подключены все существующие каналы коммуникации:

- телефония;

- контекстная и таргетированная реклама;

- социальные сети;

- электронная почта;

- телефон доверия.

Получилась бесшовная коммуникация с пользователем. Мы бережно храним всю историю его взаимодействия с компанией, начиная от трудоустройства и до увольнения. Упрощенно схема выглядит вот так.

Омниканальность компании
Омниканальность компании
<p>Коммуникационная стратегия компании, разработанная для интернета и социальных сетей</p>

Коммуникационная стратегия компании, разработанная для интернета и социальных сетей

Изменился подход к ведению социальных сетей. Если ранее там публиковались только вакансии, то теперь мы формировали контент-план, исходя из потребностей ЦА на каждом этапе EJM:

● Кадровая лидогенерация и трудоустройство тех, кто хочет быть с нами в одной команде;

● Говорим о безопасности и нашем подходе к ней на объектах;

● Мотивируем подписчиков создавать контент для публикаций и делиться им в нашей группе (UGC);

● Вовлекаем в диалог открытыми вопросами в публикациях;

● Рассказываем о нашем вкладе в сохранение окружающей среды;

● Повышаем уровень образованности на актуальные темы;

● Выступаем своего рода «МФЦ в социальных сетях», обеспечивая бесшовную коммуникацию с компанией по любым вопросам, связанным с трудовой деятельностью.

Некоторые этапы у нас автоматизированы - при обращении по трудоустройству чат-бот проводит первичный скрининг кандидата по заданному алгоритму. Такой подход высвободил время рекрутера, т.к. к нему попадают релевантные кандидаты.

Пример первичного скрининга кандидата чат-ботом
Пример первичного скрининга кандидата чат-ботом

Итоги

Стратегия работы дала отличный результат:

1. Эксперименты с контент-планом позволили нам скорректировать портрет ядра целевой аудитории. На его основе актуализировано EVP (ценностное предложение работодателя), что в будущем позволит сократить бюджет на найм персонала. В совокупности с другими факторами у нас снизилась текучесть персонала за 9 месяцев 2023 года на 4,4%.

2. Анализ обращений сотрудников в личные сообщения помогает корректировать скрипты для оператора колл-центра, что позволяет по некоторым категориям обращений давать обратную связь на первой линии поддержки. Это высвобождает время профильных сотрудников, а открытая обратная связь повышает лояльность и нивелирует негатив.

3. Мы частично сократили время обработки кандидата для рекрутера, перекинув эту работу на чат-бота.

4. Поддерживая открытую и прозрачную обратную связь, мы формируем ядро лояльных сотрудников, которые становятся “адвокатами бренда”, чья активная общественная деятельность на строительных участках помогает транслировать корпоративную культуру и обеспечивает бесшовную обратную связь из офиса на вахту и обратно.

5. Только в социальной сети ВКонтакте за год с октября 2022 по октябрь 2023 мы получили в среднем x2 роста ключевых показателей (по данным системы аналитики LiveDune). При этом мы не вкладывали ни копейки в продвижение публикаций:

- ER (вовлеченность) – рост с 0,32% до 0,67%.

- Средний ежемесячный охват публикаций за год вырос на 39,48% – с 24075 человек до 33 581 человек.

- На нас стали активнее подписываться. Сейчас нас 4285 человек. За год количество подписчиков выросло на 39,2% (+1200 человек за год).

- Каждая публикация в среднем стала получать 2 репоста, 13 лайков и 5 комментариев.

Реализация проекта продолжается. Впереди рост базы кандидатов через социальные сети, дальнейшая работа над их вовлеченностью и высвобождение времени профильных специалистов за счет автоматизации ряда процессов.

Вам нужна помощь в формировании коммуникационной стратегии, росте лояльности и вовлеченности сотрудников? Пишите мне

3
3 комментария

В совокупности с какими другими факторами?
Как изменилась заработная плата на подбираемых должностях за время использования?
Каков финансовый профит бизнеса от внедрения?

Денис, речь о факторах условий труда (уровень заработной платы, социального-бытовые условия, обеспеченность СИЗ и инструментом для выполнения своих должностных обязанностей). Все то, что мы относим к удовлетворенности персонала.

У нас более 50 различных позиций, которые мы подбираем с рынка. Мы стараемся держаться в рынке по уровню з/п, но не всегда это удается. По некоторым позициям оклады ниже. Если вы работаете с вахтовиками, наш уровень з/п по конкретным позициям можно посмотреть на Superjob или HH.ru.

Наша цель - снижение текучести персонала. Дополнительно - снижение нагрузки на сотрудников ЦЕС (ЦЕС - центр единого сервиса). В перспективе мы планируем сократить время основных сотрудников за счет закрытия большего количества обращений на первой линии поддержки контакт-центра.

Как результат: сокращение чистых убытков за счет удержания персонала и экономия расходов за счет высвобождение времени персонала ЦЕС. Т.е. персонал занимается операционной деятельностью без отрыва на консультации работников. Всю нагрузку берет контакт-центр куда стекаются все обращения.

Комментарий удалён модератором

Дарья, этому тренду уже 3 года. Впервые я его применял когда работал в клинике на генерации трафика для платных медицинских услуг. В Энергомосте сделал попытку применить этот тренд для удержания персонала. Работы еще продолжаются и в части группы Вконтакте (нужно работать с базой подписчиков), так и в части контакт-центра (расширение полномочий и пула вопросов, которые можно закрыть). На следующий год запланирована корректировка EVP и планируем более детально посчитать экономику проекта. Пока считали только текучесть.