Реальная цена бесплатных соцсетей
Как бизнес-модель влияет на социальную сеть.
Facebook, Youtube и ВК используют рекламу, как источник дохода, что делает эти платформы для нас бесплатными. Но за бесплатный доступ мы отдаём свои данные рекламодателям. Так, посетив нетворкинг для предпринимателей, я вижу рекламу бизнес-тренингов и астрологов в своей ленте. Ну, и что? Скажете вы. Пролистнуть рекламу занимает всего пару секунд, это незначительная цена за пользование соцсетью.
Предлагаю взглянуть на соцсети со стороны создателей контента. Контент измеряется в просмотрах, кликах и лайках, то есть популярностью. Чем большее количество людей обратили внимание и отреагировали на пост, тем активнее его продвигает площадка. Но продвижение длиться недолго, популярность эфемерна и быстро угасает. Для площадки невыгодно вкладываться в один пост или одного автора, нужна конкуренция, чтобы накрутить просмотры. В среде, где авторы конкурируют за популярность и возможные отчисления от рекламы, они прибегают к:
- «жёлтым» темам — слухи о знаменитостях, насилие и секс
- многообещающим заголовкам — кликбейт
- провокациям — срач в комментариях = просмотры, подкреплённые вирусной программой «наших бьют»
Если контент очень популярный, то платформа часто закрывает глаза даже на нарушения собственных правил. Документальный фильм-расследование «Inside Facebook: Secrets of the Social Network» показал как обучают модераторов титулярной соцсети. В одном фрагменте работники рассматривают фото и видео, на которые пожаловались пользователи: пляжное фото женщины с обнажённой пятой точкой и видео, в котором мужчина бьёт ребёнка ногами. Пикантное фото осталось опубликованным без изменений, аргументированное тем, что интимные части тела не достаточно видны. Видео с избиением ребёнка получило рейтинг 18+, но осталось в широком доступе по причине того, что из кадров не понятно, если жизнь ребёнка подвергалась опасности. Насилие и секс прибыльны, не требуют таланта и больших затрат. Зачем рубить сук, на котором сидишь?
А что насчёт образовательного контента в соцсетях? Он выживает на обочине магистрали развлечений. Часто образовательное содержание заворачивают в развлекательную обёртку, но в итоге мало хронометража остаётся для самой сути. Комфортно существовать в таких реалиях удаётся немногим, например, бизнес-тренерам. Но сколько у них образовательного содержания, а сколько эмоциональной накачки для мотивации — судить вам.
Может ли соцсеть с рекламной бизнес-моделью существовать без перечисленных феноменов? Думаю, что нет. Больше денег = больше рекламы = больше просмотров = больше шок контента.
Какие есть альтернативы? Платные соцсети (WT:Social и Нейра) предлагают своим участникам новую парадигму. В Нейре главной мерой контента является польза, которая определяется уникальной экономикой, схожей с безусловным базовым доходом. Все участники ежемесячно получают одинаковое базовое количество нейронов (внутренней валюты). Своим участием в Нейре можно увеличить доход. Нейронами можно поблагодарить других участников за ценный контент, продвигая его на платформе. Правила модерации в Нейре исключают вредный контент, а платная подписка защищает участников от хейта, спама и информационного мусора. Как говорится, скупой платит дважды, а токсичный остаётся в бесплатной соцсети.
Пришло ли время для платных соцсетей?