О кастдивный новый мир — новые правила кастдева и коллекция вопросов
• Как собрать полную и правдивую информацию для создания нового продукта?
• Почему не стоит спрашивать «почему?» и как сохранить критический взгляд?
• Как использовать полученные инсайты?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобрать свой подход к проведению кастдевных интервью.
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.
Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.
Кастдев (customer development) — это исследование аудитории через интервью, методика поиска product-market fit. Кастдев полезен не только стартапам (компаниям на этапе поиска бизнес-модели), но и любым другим на всех этапах развития, если оно (развитие) есть в планах руководства.
Основная книга, описывающая методику — «Спроси маму», автор Роб Фицпатрик. Прочитать ее, что называется, — необходимо и достаточно, чтобы начать использовать кастдев.
Методика обросла множеством лайфхаков, таких, как ленивый кастдев (когда сами не спрашивают, а читают интервью, отзывы, посты, комментарии) или кастдев для личного бренда (не знаю как это работает).
Все чаще встречаю случаи, когда кастдев используют для продаж. Если product-market fit уже найден и кастдев проведен правильно, то интервью с определенной конверсией приводит к продаже. Это требует квалификации от менеджера по продажам, но не больше, чем любой сложный продукт.
Спустя пять лет использования кастдева я собрал свои правила, которые, как теперь оказалось, отличаются, а порой и противоречат общепринятым.
1. Предпочитаю длинные интервью
Принято просить у респондента 15-30 минут и на каждый вопрос тратить по три минутки. Во-первых, если аргумент интервьюера «это не долго, ну пожалуйста», то респондент ничего толком не расскажет, потому что он тоже хочет, чтобы это было не долго.
Если попросить человека рассказать о нем самом, о его успехах и неудачах, о том как он к этому пришел, что перепробовал, то короткого разговора не получится, но все будут довольны.
Мотивация респондента в том, чтобы получить удовольствие от разговора. Звучит не очень по-деловому, но все люди и в этом не сложно убедиться. Достаточно внимательно слушать и задавать вопросы исходя из ответов, а не по списку. Об этом в следующем правиле.
2. Никогда не иду по списку или табличке
Кастдев — это маленькое расследование, а не сбор статистики. Те, кто собирают данные в таблицу рискуют узнать процент ответов на свои вопросы, но не узнать самого главного — до каких вопросов они еще не догадались.
Я стараюсь сначала набрать фактуру. Спрашиваю об обстоятельствах, удачных и неудачных попытках решить вопрос, о последствиях. В результате получается набор фактов. Я обещаю, что мы обсудим все, и спрашиваю с какого начнем. Респондент выбирает самый интересный для себя факт. После этого он с удовольствием раскрывает тему целиком.
По итогам интервью можно и табличку заполнить, но это нужно сделать от себя, имея всю фактуру на руках.
3. Не спрашиваю «почему?» особенно три раза подряд
В кастдеве вопрос «почему?» открывает поток галлюцинирующего сознания. Это хорошо для коучинга и плохо для выяснения обстоятельств и работы с фактами.
Вместо «почему?» я спрашиваю «что произошло, после чего вы...».
До того, как я познакомился с кастдевом, я был на лекции Оскара Бренифье. Он специализируется на мастерстве задавать вопросы и обучать через дискуссию. Помню как он сказал, что ответ на правильно сформулированный вопрос всегда вызывает удивление. Вторая его мысль раскрывает первую: «В отличие от знания, незнание является основой критического мышления при условии, что оно осознает свой статус незнания».
Нужно беречь свое незнание от выдумок респондентов, тогда их ответы будут всегда удивлять.
4. Я формулирую гипотезы после интервью, а не до
Самый простой, распространенный и рабочий инструмент для работы с гипотезами — это HADI-циклы. Гипотезы действительно можно и нужно проверять в том числе через кастдев. Особенно, когда продуктолог дорабатывает уже найденный продукт.
Но, если речь идет о поиске бизнес-модели, то этапов получается пять, а не четыре: Interview-Hypothesis-Action-Data-Insights. А иначе откуда взяться гипотизе?
5. Стараюсь интервьюировать достаточно респондентов, а не 8/30/100 (кто как)
Кастдев можно заканчивать, когда в новом интервью слышишь то же, что в предыдущих. Чем качественнее интервью, тем меньше их нужно, но одного или двух будет точно недостаточно.
В одном из интервью для нашего заказчика Orange Event выяснилось, что ивент-менеджер оценивает качество организации корпоративного мероприятия по тому факту — уехало начальство раньше или осталось до конца. Появилась идея узнать о подобных маркерах в других компаниях. Они оказались разными, но список был небольшим. После этого осталось включать их во все КП и озвучивать на переговорах.
Вопросы для кастдева
- Что произошло до того, как вы...?
- Как вы решили эту проблему? Сколько это стоило? Что вы получили в результате?
- Как вы поняли, что решение вам подходит?
- Какая была хронология событий?
- Сколько времени прошло от... до...? Что произошло за это время?
- Сколько вы потратили за время существования проблемы? На что ушли деньги?
- Какие предложения вы смогли найти на рынке?
- К какому моменту нужно решить проблему? Что произойдет в этот момент? Что произойдет после его наступления, если проблему не решить? Что было в прошлый раз?
- С кем вы обсуждали проблему? С кем обсуждали решение?
- Что вы знали о проблеме/ решении/ поставщике/ опыте других?
- Как вы получили информацию о проблеме? Кто еще и каким образом узнал о ней?
- Какие похожие проблемы были у ваших коллег или конкурентов?
- Какие требования были в договоре/ техническом задании/ заявке?
- Приведите пример.
- Какие факты вы можете связать с проблемой/ решением?
- Что написано в законе/ регламенте/ инструкции?
- О чем важном я вас еще не спросил?
Давайте общаться
- Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
- Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
- И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.