Адаптация персонала 2024: как измерить эффективность по главным метрикам и KPI
Конкуренция за сильных сотрудников не ограничивается этапом найма и принятием оффера. На самом деле компании продолжают конкурировать за нового специалиста во время адаптации, когда тот сравнивает предыдущий опыт с нынешним. Если ваша компания производит слабое впечатление – будьте готовы увеличивать расходы на найм и удержание.
Привет! Я – Наталья Балоч, коммерческий директор iMpact LMS. Сегодня поделюсь метриками эффективности адаптации или, как ее еще называют, онбординга.
Качественная адаптация – это прежде всего создание условий, в которых:
- Новички быстро привыкают к своей роли и продуктивно выполняют задачи;
- Большинство остается в компании после испытательного срока;
- HR-отдел быстро определяет слабо подготовленных новичков и проводит обучение;
- Все сотрудники разделяют культуру и темп работы, укрепляя бренд работодателя;
- Компания при небольших затратах нанимает персонал;
- Руководители вовлечены в процесс адаптации, не тратя время на рутинные действия.
Такая идеальная ситуация встречается редко. Поэтому, чтобы понять проблемные области именно вашей программы адаптации, начните вовремя отслеживать метрики эффективности и принимать соответствующие меры. Иначе рискуете потерять талантливые кадры и не достичь стратегических целей бизнеса.
Метрики эффективности онбординга
1. New hire turnover rate | Коэффициент текучести кадров
Текучесть кадров – это запаздывающий показатель, который не позволит сделать вывод здесь и сейчас. Когда сотрудник уволился, уже поздно бороться с недовольством.
Тем не менее, его важно отслеживать: кто и почему уходит, какие есть закономерности. Полученные цифры полезно сравнить с другими организациями с помощью бенчмаркинга.
Добровольная текучесть измеряет количество сотрудников, покидающих компанию по собственному желанию.
Вынужденная текучесть означает, что отделу или компании либо пришлось провести сокращение штата, либо нанятые сотрудники не соответствовали ожиданиям.
Коэффициент текучести кадров = (количество новых сотрудников, покинувших фирму за определенный период ÷ количество сотрудников, нанятых за тот же период) x 100%
2. Employee satisfaction index | Индекс удовлетворенности сотрудников
Оценивая эффективность адаптации, полезно спросить самих сотрудников, что они думают. Вы можете получить эту информацию с помощью трех вопросов:
Насколько вы удовлетворены процессом адаптации?
Насколько программа соответствует вашим ожиданиям?
- Насколько ваш текущий онбординг близок к вашему идеальному?
Обратите внимание, что для оценки удовлетворенности вы можете использовать любую оценочную шкалу: от 1 до 10 или от 1 до 5.
3. Time to productivity | Время выхода на производительность
Каждому сотруднику нужно время, чтобы привыкнуть к новым обязанностям и коллективу, поэтому какой-то период он будет медленно и не всегда правильно выполнять работу.
Метрика отражает, сколько именно времени пройдет с первого дня работы нового специалиста до момента, когда он достигнет ожидаемой производительности. Эта информация помогает руководителям планировать сроки проектов и грамотно распределять задачи внутри команды.
Более того, метрика является надежным индикатором того, насколько хорошо работают ваши процессы адаптации.
Как рассчитать:
Определите KPI для каждой роли или задачи.
Назначьте сотруднику задачу и посчитайте количество часов или дней, которые ему понадобились на выполнение (удобнее собирать данные через task-трекер, в котором указывается время начала и завершения задачи).
Среднее время выхода на производительность = общее кол-во дней, затраченных на достижение KPI всеми новыми сотрудниками за определенный период ÷ общее количество новых сотрудников за тот же период
4. Cost of optimum productivity | Стоимость выхода на производительность
Если предыдущая метрика больше нужна руководителям, то эта – HR-отделу. Она отражает затраты, которые необходимо понести компании, чтобы один сотрудник вышел на оптимальную производительность.
Стоимость выхода на производительность = сумма расходов на подбор + обучение + оценку компетенций + заработную плату + другие расходы.
5. Return on investments | Возврат инвестиций
Окупаемость инвестиций отражает отношение суммарного эффекта от адаптации к объему инвестиций в нее.
ROI = (ценность и доход, полученные благодаря адаптации — сумма расходов на адаптацию) ÷ сумма расходов на адаптацию × 100%.
Использование технологий для оценки качества адаптации
Метрики эффективности можно считать вручную с помощью Excel таблиц. Однако вы будете слишком поздно узнавать о проблемах с сотрудниками и терять драгоценное время и талантливых специалистов. Это я еще не говорю о том, как сложно вручную собирать данные. Другой вариант – обратиться к автоматизации.
Использование современных технологий значительно сокращает объем рутинных задач для руководителей и HR-специалистов, при этом дополнительно – уменьшает расходы на онбординг и позволяет вовремя выявлять проблемы.
Для этого подойдут только комплексные платформы, которые совмещают процессы адаптации, обучения и совместной работы в одном окне корпоративного портала.
Например, таким решением является iMpact LMS на базе Битрикс24.
Платформу используют средние и крупные компании для разных категорий сотрудников: менеджеры отдела продаж и программисты (кейс DSSL), массовый персонал (кейс САЛАИР), руководители (кейс НПФ БУДУЩЕЕ) – все интервью смотрите здесь.
ИТ-решения позволяют создавать индивидуальные или массовые планы адаптации через понятный конструктор, а назначение и отчетность полностью автоматизировать.
6 дополнительных метрик, которые можно измерить через платформу для адаптации и развития сотрудников
1. Time to completion: Сколько времени требуется сотрудникам, чтобы изучить и усвоить контент?
2. Completion rate: Сколько задач и целей выполнил сотрудник на данный момент?
3. Top performers: Кто из сотрудников наиболее и наименее вовлечен? У кого есть задачи с просроченным сроком выполнения?
4. Completion rate for managers: Какие менеджеры уделяют больше или меньше времени своим подопечным? Насколько вовлечены наставники в коммуникацию с новичком?
5. Training completion rate: Какой процент новых сотрудников проходит все обучающие материалы до конца?
6. В каких отделах сотрудники показывают наиболее и наименее высокий процент успешно завершенных программ адаптации?
Битрикс идеален в этом плане, только надо научить работников им правильно пользоваться
Юлиана, а какие у сотрудников трудности?
Статья предлагает важные метрики для измерения эффективности адаптации сотрудников, что помогает снизить текучесть кадров и достичь целей бизнеса.
Здравствуйте! Спасибо за статью.
1) Не понял как онбординг влияет на текучку? Тогда уж надо отслеживать текучесть за первые 6 месяцев работы. Дальше могут работать другие признаки и факторы.
2) Удовлетворенность отслеживать круто, но я бы не привязывался к оценкам. Если только брать на значимом объеме (от 10-15, выделив по ключевым признакам в разные сегменты пол, возраст, должность). Я так не делал, но мне кажется информация получится полезней и позволит отвязаться от субъективщины (на сколько это возможно) "Мне не нравиться ноушен", "Мне не нравится конфлю", "В Союзе и без этих ваших онбордингов в космос летали" и т.д.
3) KPI всегда зло. В оценке работы точно. Если сотрудник поймет, что эта волшебная цифра на что-то влияет (деньги, увольнение и т.д) он ее хакнет или попытается хакнуть. Тем более новый сотрудник не конь в вакууме, он живет в команде и контексте компании. Или вы придумываете какие-то локальные KPI? Тогда в чем их ценность для компании?
Ответ на вопрос "Как вам новый сотрудник?" можно легко получить от его непосредственного руководителя и команды. Замерял бы я это отдельно, чтобы не было влияния авторитетов. Из своего опыта скажу, что можно легко все обосновать фиксированием ситуаций и контекста (задачи, переписки, реакции и т.д) Если общее мнение плохое, пытаемся выяснить что не так (обязательно туда захватите доказательства). Лучше если сначала это сделает руководитель с сотрудником 1 на 1. Не помогло, подключаем HR. Не помогло - "Чау крошка - ты картошка".
Наличия большого количества замеров и показателей - утопия. Выберите измеримые и не забывайте про здравый смысл :)
Отличная шпаргалочка
Спасибо за обратную связь! У вас как в компании, уже налажена адаптация? Слышу по рынку, что в этом году многие планируют изменения
Мы такие автоматические расчёты метрик и саму систему онбординга делаем на low code платформе Botman.one,там же делаем вывод графиков. Вот только kpi для юристов сами юристы не всегда могут грамотно сформулировать)