Адаптация персонала 2024: как измерить эффективность по главным метрикам и KPI

Конкуренция за сильных сотрудников не ограничивается этапом найма и принятием оффера. На самом деле компании продолжают конкурировать за нового специалиста во время адаптации, когда тот сравнивает предыдущий опыт с нынешним. Если ваша компания производит слабое впечатление – будьте готовы увеличивать расходы на найм и удержание.

Адаптация персонала 2024: как измерить эффективность по главным метрикам и KPI

Привет! Я – Наталья Балоч, коммерческий директор iMpact LMS. Сегодня поделюсь метриками эффективности адаптации или, как ее еще называют, онбординга.

Качественная адаптация – это прежде всего создание условий, в которых:

  • Новички быстро привыкают к своей роли и продуктивно выполняют задачи;
  • Большинство остается в компании после испытательного срока;
  • HR-отдел быстро определяет слабо подготовленных новичков и проводит обучение;
  • Все сотрудники разделяют культуру и темп работы, укрепляя бренд работодателя;
  • Компания при небольших затратах нанимает персонал;
  • Руководители вовлечены в процесс адаптации, не тратя время на рутинные действия.

Такая идеальная ситуация встречается редко. Поэтому, чтобы понять проблемные области именно вашей программы адаптации, начните вовремя отслеживать метрики эффективности и принимать соответствующие меры. Иначе рискуете потерять талантливые кадры и не достичь стратегических целей бизнеса.

Метрики эффективности онбординга

1. New hire turnover rate | Коэффициент текучести кадров

Текучесть кадров – это запаздывающий показатель, который не позволит сделать вывод здесь и сейчас. Когда сотрудник уволился, уже поздно бороться с недовольством.

Тем не менее, его важно отслеживать: кто и почему уходит, какие есть закономерности. Полученные цифры полезно сравнить с другими организациями с помощью бенчмаркинга.

  • Добровольная текучесть измеряет количество сотрудников, покидающих компанию по собственному желанию.

  • Вынужденная текучесть означает, что отделу или компании либо пришлось провести сокращение штата, либо нанятые сотрудники не соответствовали ожиданиям.


Коэффициент текучести кадров = (количество новых сотрудников, покинувших фирму за определенный период ÷ количество сотрудников, нанятых за тот же период) x 100%

2. Employee satisfaction index | Индекс удовлетворенности сотрудников

Оценивая эффективность адаптации, полезно спросить самих сотрудников, что они думают. Вы можете получить эту информацию с помощью трех вопросов:

  • Насколько вы удовлетворены процессом адаптации?

  • Насколько программа соответствует вашим ожиданиям?

  • Насколько ваш текущий онбординг близок к вашему идеальному?

Обратите внимание, что для оценки удовлетворенности вы можете использовать любую оценочную шкалу: от 1 до 10 или от 1 до 5.

3. Time to productivity | Время выхода на производительность

Каждому сотруднику нужно время, чтобы привыкнуть к новым обязанностям и коллективу, поэтому какой-то период он будет медленно и не всегда правильно выполнять работу.

Метрика отражает, сколько именно времени пройдет с первого дня работы нового специалиста до момента, когда он достигнет ожидаемой производительности. Эта информация помогает руководителям планировать сроки проектов и грамотно распределять задачи внутри команды.

Более того, метрика является надежным индикатором того, насколько хорошо работают ваши процессы адаптации.

Как рассчитать:

  • Определите KPI для каждой роли или задачи.

  • Назначьте сотруднику задачу и посчитайте количество часов или дней, которые ему понадобились на выполнение.

Среднее время выхода на производительность = общее кол-во дней, затраченных на достижение KPI всеми новыми сотрудниками за определенный период ÷ общее количество новых сотрудников за тот же период

4. Cost of optimum productivity | Стоимость выхода на производительность

Если предыдущая метрика больше нужна руководителям, то эта – HR-отделу. Она отражает затраты, которые необходимо понести компании, чтобы один сотрудник вышел на оптимальную производительность.

Стоимость выхода на производительность = сумма расходов на подбор + обучение + оценку компетенций + заработную плату + другие расходы.

5. Return on investments | Возврат инвестиций

Окупаемость инвестиций отражает отношение суммарного эффекта от адаптации к объему инвестиций в нее.

ROI = (ценность и доход, полученные благодаря адаптации — сумма расходов на адаптацию) ÷ сумма расходов на адаптацию × 100%.

Использование технологий для оценки качества адаптации

Метрики эффективности можно считать вручную с помощью Excel таблиц. Однако вы будете слишком поздно узнавать о проблемах с сотрудниками и терять драгоценное время и талантливых специалистов. Это я еще не говорю о том, как сложно вручную собирать данные. Другой вариант – обратиться к автоматизации.

Использование современных технологий значительно сокращает объем рутинных задач для руководителей и HR-специалистов, при этом дополнительно – уменьшает расходы на онбординг и позволяет вовремя выявлять проблемы.

Для этого подойдут только комплексные платформы, которые совмещают процессы адаптации, обучения и совместной работы в одном окне корпоративного портала.

Например, таким решением является iMpact LMS на базе Битрикс24.

  • Платформу используют средние и крупные компании для разных категорий сотрудников: менеджеры отдела продаж и программисты (кейс DSSL), массовый персонал (кейс САЛАИР), руководители (кейс НПФ БУДУЩЕЕ) – все интервью смотрите здесь.

ИТ-решения позволяют создавать индивидуальные или массовые планы адаптации через понятный конструктор, а назначение и отчетность полностью автоматизировать.

Адаптация персонала 2024: как измерить эффективность по главным метрикам и KPI

6 дополнительных метрик, которые можно измерить через платформу для адаптации и развития сотрудников

1. Time to completion: Сколько времени требуется сотрудникам, чтобы изучить и усвоить контент?

2. Completion rate: Сколько задач и целей выполнил сотрудник на данный момент?

3. Top performers: Кто из сотрудников наиболее и наименее вовлечен? У кого есть задачи с просроченным сроком выполнения?

4. Completion rate for managers: Какие менеджеры уделяют больше или меньше времени своим подопечным? Насколько вовлечены наставники в коммуникацию с новичком?

5. Training completion rate: Какой процент новых сотрудников проходит все обучающие материалы до конца?

6. В каких отделах сотрудники показывают наиболее и наименее высокий процент успешно завершенных программ адаптации?

Получайте больше контента про управление персоналом и автоматизацию в нашем канале

44
8 комментариев

Битрикс идеален в этом плане, только надо научить работников им правильно пользоваться

1
Ответить

Юлиана, а какие у сотрудников трудности?

Ответить

Статья предлагает важные метрики для измерения эффективности адаптации сотрудников, что помогает снизить текучесть кадров и достичь целей бизнеса.

1
Ответить

Здравствуйте! Спасибо за статью.

1) Не понял как онбординг влияет на текучку? Тогда уж надо отслеживать текучесть за первые 6 месяцев работы. Дальше могут работать другие признаки и факторы.

2) Удовлетворенность отслеживать круто, но я бы не привязывался к оценкам. Если только брать на значимом объеме (от 10-15, выделив по ключевым признакам в разные сегменты пол, возраст, должность). Я так не делал, но мне кажется информация получится полезней и позволит отвязаться от субъективщины (на сколько это возможно) "Мне не нравиться ноушен", "Мне не нравится конфлю", "В Союзе и без этих ваших онбордингов в космос летали" и т.д.

3) KPI всегда зло. В оценке работы точно. Если сотрудник поймет, что эта волшебная цифра на что-то влияет (деньги, увольнение и т.д) он ее хакнет или попытается хакнуть. Тем более новый сотрудник не конь в вакууме, он живет в команде и контексте компании. Или вы придумываете какие-то локальные KPI? Тогда в чем их ценность для компании?

Ответ на вопрос "Как вам новый сотрудник?" можно легко получить от его непосредственного руководителя и команды. Замерял бы я это отдельно, чтобы не было влияния авторитетов. Из своего опыта скажу, что можно легко все обосновать фиксированием ситуаций и контекста (задачи, переписки, реакции и т.д) Если общее мнение плохое, пытаемся выяснить что не так (обязательно туда захватите доказательства). Лучше если сначала это сделает руководитель с сотрудником 1 на 1. Не помогло, подключаем HR. Не помогло - "Чау крошка - ты картошка".

Наличия большого количества замеров и показателей - утопия. Выберите измеримые и не забывайте про здравый смысл :)

1
Ответить

Отличная шпаргалочка

Ответить

Спасибо за обратную связь! У вас как в компании, уже налажена адаптация? Слышу по рынку, что в этом году многие планируют изменения

Ответить