Появился ИИ-ассистент для отдела кадров. Стоит ли к нему присмотреться
Берет часть работы кадровиков на себя, всегда на связи и не требует зарплату. Мечта любого работодателя, которую воплотили ТТК.Облако. Они создали виртуального ассистента, а я решил узнать о проекте подробнее. Рассказываю, как разрабатывали ИИ-помощника, в новой рубрике «ИИ для бизнеса».
Недавно делал подкаст про тренды стартапов на нейросетях — обсуждали с экспертами отрасли, где искать идеи для новых ИТ-бизнесов.
И вот появился кейс прямо по теме: компания «ТТК.Облако» придумала решение для отдела кадров и создала ИИ-ассистента.
Пока продукт работает в пилотном режиме, но уже здорово облегчает работу сотрудникам.
Я решил сделать краткий обзор этого кейса для новой рубрики в блоге #иидлябизнеса. Надеюсь, она вам понравится и вскоре в ней появятся новые примеры удачных решений.
Подготовили базу знаний и обучили нейросеть
Чтобы виртуальный ассистент отвечал верно и по делу, специалисты собрали базу знаний. На работу создатели бота потратили три недели, и вот что вошло в базу:
Правовые документы. Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях РФ, федеральные законы и поправки.
Внутренние документы. Штатное расписание, положение о премировании и льготах, правила внутреннего распорядка.
Вопросы сотрудников. Кадровая служба собрала популярные запросы специалистов и подготовила на них ответы.
За основу виртуального ассистента разработчики взяли готовую языковую модель и прописали для нее специальный промпт.
В подробной инструкции рассказали, чем будет заниматься искусственный интеллект, кто и по каким вопросам к нему станет обращаться. Объяснили, в каких источниках искать информацию и что отвечать пользователям, если они пишут запрос не по теме.
Интегрировали с Телеграмом
Ребята из ТТК.Облако решили не создавать отдельную платформу или приложение для ИИ-помощника, а запустить его в мессенджере. Выбрали Телеграм по нескольким причинам:
Популярность. Мессенджером пользуется большинство сотрудников компании — не придется привыкать к новой программе.
Удобный интерфейс. У Телеграма простая и понятная навигация. Чтобы общаться с виртуальным помощником, нужно лишь открыть новый чат.
Простая интеграция. В мессенджере нужно создать бота и прописать код ассистента. После этого программы начинают взаимодействовать между собой. Команда справилась с этой задачей за два часа.
Разработали решение на собственных мощностях
Чтобы создать ИИ-помощника и обрабатывать конфиденциальную информацию, нужна мощная и надежная ИТ-инфраструктура. С этим у ребят из ТТК.Облако проблем не возникло: у них есть собственные центры обработки данных, серверы, базы данных и кластеры.
Нейросеть потребляет много энергии и памяти, поэтому ее развернули на сервере с GPU — он ускоряет работу алгоритмов и помогает быстрее выполнять сложные вычисления.
Чат-бот, который принимает запросы и передает их нейросети, запустили в кластере Managed Kubernetes. Он позволяет автоматически разворачивать и масштабировать приложение, а также управлять им с помощью системы контейнеров. Кластер обеспечивает отказоустойчивость программы и распределяет нагрузку.
Если сотрудники отправляют много запросов одновременно, количество экземпляров чат-бота увеличивается и ассистент может обрабатывать больше данных. Когда нагрузка снижается, количество экземпляров уменьшается — так компания экономит ресурсы.
Запустили тестовый режим
Сейчас ИИ-ассистента тестирует пилотная группа из 150 человек — сотрудников кадровой службы и ИТ-отдела. Виртуальный помощник стал палочкой-выручалочкой для кадровиков. Если сотрудникам нужна консультация, вопросами можно мучать искусственный интеллект. Протестировать публичную версию бота можно по ссылке.
Чтобы проанализировать работу виртуального кадрового ассистента, разработчики собирают все вопросы, ответы и оценки в отдельную таблицу. Вот какие сделали выводы:
Хорошо отрабатывает вопросы не по теме. Если сотрудник спрашивает что-то не по кадровому учету, ассистент отвечает так.
Не всегда отвечает на вопросы с конкретикой. У ассистента пока нет доступа к рабочим данным по каждому сотруднику, например о количестве дней отпуска и информации о зарплате. Из-за этого виртуальный помощник может дать пользователю очень общий ответ на вопрос.
Что ждет виртуального ассистента дальше
В июле 2024 года разработчики начнут дорабатывать помощника: учтут все ошибки и замечания пользователей. Например, добавят в базу знаний актуальные данные из кадрового учета компании по всем сотрудникам. Тогда бот сможет отвечать на индивидуальные вопросы — например, какая премия полагается в текущем месяце и сколько дней отпуска осталось в этом году. Чтобы работать с персональными данными, ИИ-ассистента запустят на внутренних ресурсах компании с использованием доработанной Open Source LLM-модели.
Еще улучшат промпт: объяснят нейросети, как реагировать на разные типы запросов. Например, на некоторые можно дать информацию из базы знаний, на другие — собирать данные из разных источников, анализировать ее и отвечать.
Другое изменение — интеграция ИИ-ассистента с корпоративным супераппом eXpress. Это расширит возможности бота: например, он будет сообщать новости компании, помогать оформлять командировки, бронировать гостиницы. Внедрить помощника на всю компанию планируют к концу 2024 года — тогда им смогут пользоваться десять тысяч сотрудников.
На разработку виртуального ассистента мы потратили полтора месяца и 500 000 рублей.Разобрались, что и как нужно делать, наладили все процессы и теперь можем масштабировать решение для других сфер бизнеса. Например, создавать ИИ-помощников для строительных, юридических компаний или маркетинговых агентств.
Что я думаю о сервисе
На рынке ИИ-сервисов высокая конкуренция. Многие разработчики выпускают умных чат-ботов для бизнеса и голосовых ассистентов с кучей фич. Виртуальные помощники могут создавать документы, делать саммари совещаний, ставить ТЗ сотрудникам.
Пока ИИ-ассистент от ТТК.Облако выглядит сыровато — иногда долго думает над ответами или «грузит» пользователей длинным списком законов. Сможет ли он переплюнуть другие решения и выйти вперед, зависит от разработчиков. Потенциал у проекта есть и меня радует, что команда работает над обновлениями и внедряет новые фичи.
Думаю, скоро можно будет отказаться от услуг личного ассистента и просто установить умного чат-бота на свой смартфон. Мне бы точно он пригодился. А в данный момент я использую собственного ассистента-конспектолога для своего сериала про ИИ-стартапы. Научил его перегонять текстовые транскрибации интервью в формат лаконичных и емких конспектов :)
Если вам понравилась новая рубрика «ИИ для бизнеса», ставьте лайки и пишите в комментария или в личные сообщения, как вы применяете нейросети в работе и что мечтаете им делегировать.
Подписывайтесь на тг-канал площадки – Product Radar — лучшие стартапы России и новые выпуски подкаста про ИТ-бизнес «Стартап-секреты».
Нужен отдельный ассистент для каждого отдела!
Потом общий для департаментов и дивизионного уровня (-:
Понимаю, что реклама, но блин такие сервера накатили, будто запустили свой фейсбук :))
Тем временем мой телеграмм бот с интеграцией к Open AI, которым пользуется 100-150 человек, работает чуть ли не на банке пива.
Теперь захотелось увидеть этот сервак - банку пива 😂
А это получается, что любой другой сотрудник сможет через бота найти инфу про тебя? Про отпускные и тд. Как же приватность
Да, права доступа обязательно стоит добавить!
Вот все-таки, если сотрудник новый, бот ему вряд ли поможет. Всегда проще поговорить с живым человеком, чтобы он тебе объяснил все процессы и ответил на самые тупые вопросы. Вряд ли ИИ сможет всё разжевать в доступной форме
👎👎👎👎👎👎👎👎