Лидерство и компетенции в эпоху ИИ
Искусственный интеллект — уже не просто рабочий инструмент, а активный участник бизнес-процессов. Как это влияет на роль лидера и на требования к его компетенциям? Давайте разберемся.
Я Николай Верховский, академический директор программ по цифровой трансформации Школы управления СКОЛКОВО. Начинаем!
Искусство постановки задач
Сегодня практически у любого сотрудника в компании может быть виртуальный ассистент, и это меняет структуру взаимодействий в команде. Вместе с ним мы получаем нового «игрока», способного брать на себя регулярные задачи, оставляя нам больше времени на поиск нестандартных решений.
Процесс взаимодействия с этим новым «игроком» не так прост, как кажется на первый взгляд. Приведу пример. Недавно я создал простого ассистента для небольшой команды, который обрабатывал стандартные запросы и выдавал рекомендации, что, как мне казалось, должно было снять с меня часть нагрузки. Но команда все равно продолжала обращаться за консультациями ко мне. Почему?
Дело оказалось в расплывчатой постановке задач. Там, где я «достраиваю» вопрос, понимая контекст и потребности команды, ассистент дает поверхностные или неточные ответы. Он прекрасно справляется с формализованными, структурированными задачами — где требования четко определены, но когда дело доходит до областей, где нет четких норм и возникает высокая степень неопределенности, ИИ уже не может заместить человеческое мышление.
Таким образом, умение взаимодействовать с ИИ становится в наше время необходимой компетенцией. Это значит, что для успешного применения ИИ критически важно уметь выстраивать мыслительный процесс — описывать задачи через цепочку команд так, чтобы ИИ мог их верно интерпретировать.
О роли критического мышления
Все мы знаем, что ИИ может предоставить убедительный, структурированный, но совершенно неправильный ответ. В командах, где ИИ используется наравне с сотрудниками, критически важно не только задавать правильные вопросы, но и оценивать адекватность и полноту информации «на выходе».
ИИ может предложить варианты решений, но в конечном итоге проверка их релевантности остается за человеком. В этом смысле навык критического мышления помогает не утонуть в объеме информации, отделяя значимое от второстепенного и укрепляя уверенность в каждом принятом решении.
Новое лидерство и постоянные эксперименты
Всем знакома традиционная управленческая модель, где цели ставятся сверху и каскадируются вниз, где каждый сотрудник имеет свои инструкции, KPI, и ожидается, что он выполнит их «от и до». Но сейчас логика командной работы стремительно меняется.
В сегодняшних условиях высокой скорости изменений лидер перестает быть источником всех решений, а команды больше не могут полагаться на указания сверху. Они должны учиться реагировать быстро, часто — в режиме реального времени, где бы они ни находились в организационной иерархии.
Роль лидера сегодня — не только направлять, но и помогать команде адаптироваться к неопределенности. Успешный лидер — это тот, кто умеет работать с новыми технологиями, демонстрировать команде готовность пробовать новое и мотивировать ее делать то же самое, чтобы все привыкали работать в атмосфере постоянного эксперимента.
И в заключение
Уже сегодня ИИ выполняет в командах роль ассистента, автоматизируя задачи, которые раньше требовали времени и сил сотрудников. Я думаю, что в скором будущем ИИ сможет действовать как самостоятельный агент, принимая решения в определенных пределах. Это расширит возможности команды, но и потребует осознанной подготовки сотрудников к новому уровню взаимодействия с ИИ — полноценным членом команды, работающим на основе общих целей. Роль лидера в этом процессе сложно переоценить — поддерживать команду в освоении новых подходов, создавая среду для экспериментов и показывая на своем примере, как уверенно работать с постоянно развивающимися технологиями.