Как нейросети изменили индустрию анимации
Как стартап Anix, выпускник Sber500, втрое сократил стоимость и скорость производства 2D-анимации
Решение Anix включает в себя полный цикл производства — сценарий, озвучку, постпродакшн и внесение правок. Все это с помощью генеративных нейросетей. Такой подход делает анимацию более доступной как для бизнеса, так и для креативных проектов.
Если раньше создание одной минуты анимации занимало 2–3 месяца, стоило от 500 тысяч рублей и требовало работы целой команды, то благодаря разработке Anix теперь на это уходит неделя — за это время ее отрисовывает всего один сотрудник.
О том, как собралась команда стартапа и как она реализовала продукт, рассказывает соосновательница Anix Александра Севостьянова.
Сооснователи со студенческой скамьи
Два года назад мы с моим партнером Андреем Царёвым даже не думали, что займемся анимацией. Я училась в МФТИ на факультете общей прикладной физики, а Андрей на биофизическом. Но параллельно с научной деятельностью мы много занимались творчеством — участвовали в спектаклях, снимали кино, писали сценарии. Заниматься только наукой нам не хотелось. Мы искали сферу, где можно было бы применить нейросети и упростить сложные процессы.
Все началось с акселератора «Туннельный эффект», где мы провели 40 часов глубинных интервью с аниматорами и продюсерами. Тогда мы и узнали насколько неповоротливой и дорогой оказалась индустрия 2D-анимации.
Мы выяснили, что один из самых затратных этапов — это прорисовка промежуточных кадров. Она занимает до 60% всего времени производства и съедает 70% бюджета. А сам процесс практически не менялся последние 40 лет. Мы подумали: а если переложить эту рутину на нейросеть?
Как мы создали Anix
Сначала нам нужно было понять, какую именно технологию использовать. Мы общались с ML-исследователями, изучали рынок, искали решения. Нам стало ясно: для создания эффективного инструмента нужен сильный ML-инженер. Но такие специалисты дорого стоят. Значит, нужны инвестиции.
Нам повезло — мы познакомились с представителями стартап-студии МФТИ, и через несколько месяцев получили инвестиций примерно на 10 млн рублей. Так мы смогли нанять специалиста в команду. Сейчас нас уже 6 человек.
В декабре 2023 года мы представили первую версию нейросети, которая действительно ускоряла процесс в разы. Мы начали тестировать ее на аниматорах.
Результаты впечатляли:
— Работа, которая раньше занимала 4 часа, теперь занимала 15 минут.
— Полноценную минуту анимации, которую студия делала месяцами, теперь можно было создать за неделю.
Но… наш решение не покупали. Даже с учетом его эффективности. И так нам пришлось изменить бизнес-модель.
Аниматоры боялись нейросетей — мы не ожидали такого сопротивления.
Они видели, как инструмент ускоряет их работу, но не верили, что смогут сохранить контроль. Многие думали, что технологии заменят их полностью.
Почему мы стали анимационной студией
Тогда мы решили, что продавать технологию в чистом виде бессмысленно. Мы пошли другим путем, сделали полу-пивот и сами стали студией. Так мы планировали понять, что могли упустить в процессах создания анимации, а еще показать специалистам, как технология работает — помогает, но не заменяет их.
Наша ставка была на скорость и качество. Если традиционная студия делает минуту анимации 2–3 месяца, мы предложили делать за неделю, но с тем же уровнем детализации, сравнимым с Disney. Клиенты пришли. Мы сделали ролики для Вкусвилла и сервиса Alter, а еще к нам часто обращаются стартапы, например, Hemotech AI, который недавно поднял раунд в 35 млн рублей.
Мы доработали процесс, интегрировав 15+ различных библиотек и десятки нейросетей, включая Stable Diffusion, Runway и Kling. Но главное — у нас была своя нейросеть, которая позволяла создавать сложные движения, чего не могли предложить другие.
Результаты: новый стандарт в анимации
В результате был создан процесс, в котором человек выполняет роль арт-директора, контролирующего движения и визуальное качество анимации, а всю тяжелую работу берёт на себя автоматизация. Такой подход не только ускоряет производство, но и делает его более гибким. Процесс исключает необходимость долгих согласований на этапе черновой анимации, а заказчики сразу видят конечный результат и могут вносить правки. На финальном этапе нейросети автоматически обрабатывают движения персонажей, устраняя возможные артефакты и неточности.
Мы добились скорости, которая раньше казалась невозможной.
40 секунд анимации за два дня — теперь это реальность. Сейчас 2D-анимация больше не роскошь. Компании могут использовать ее в рекламе, маркетинге, образовательных проектах. А мы доказали, что технологии не заменяют людей, а делают их сильнее.