5 ловушек, которые могут погубить ваш энтузиазм к генеративному ИИ
По мере внедрения генеративного ИИ в бизнес-процессы компаний обнаруживаются подводные камни, способные перечеркнуть все преимущества этой многообещающей технологии. Чтобы не попасть в эти ловушки, требуется особый подход к работе с искусственным интеллектом.
Почему мы так быстро внедряем генеративный ИИ?
«Начиная применять генеративный ИИ в своей работе, вы неизбежно испытаете целый спектр эмоций — от энтузиазма и любопытства до настороженности», — пишут Элиза Фари и Габриэле Розани из лаборатории Management Lab компании Capgemini Invent в новой книге «HBR Guide to Generative AI for Managers». Правильный настрой при взаимодействии с генеративным ИИ поможет вам уверенно и ответственно исследовать возможности этой технологии.
Главные ловушки во взаимодействии человека и ИИ
1. Слепое доверие к ИИ
Эта ловушка возникает, когда пользователи некритично принимают результаты работы генеративного ИИ «из-за лени или поверхностного впечатления, что ответы ИИ "звучат вполне убедительно"», предостерегают авторы.
Что делать: Активно проверяйте логику ИИ — «запрашивайте пояснения, требуйте более четкой аргументации, просите привести контраргументы и сами выявляйте слабые места в рассуждениях».
2. Риск фальсификации данных
Опасно «принимать выдачу генеративного ИИ как достоверную информацию без дополнительной проверки». «Многие даже не осознают, что ИИ может просто выдумывать факты. Авторитетный тон языковых моделей только усиливает этот риск».
Что делать: Сверяйте утверждения с проверенными источниками и консультируйтесь с экспертами, особенно когда речь идет о малознакомых вам темах.
3. Шаблонность мышления
Генеративный ИИ склонен выдавать безликие, шаблонные ответы, лишенные оригинальности и креативного подхода.
Что делать: Формулируйте максимально конкретные и контекстные запросы. «Снабжайте ИИ релевантной информацией о ценностях компании, уникальном торговом предложении, особенностях бренда и т.д., — рекомендуют Фари и Розани. — Попросите ИИ опираться на эти данные на протяжении всего творческого процесса».
4. Спешка в погоне за результатом
У нас есть привычка лихорадочно стучать по клавишам и бездумно нажимать кнопки при работе с технологиями — это естественно, но контрпродуктивно.
Что делать: При работе с ИИ «стоит снизить темп и по-настоящему включиться в диалог. Формулируйте собственные мысли и будьте готовы выдвигать встречные аргументы».
5. Изоляция от коллег
Некоторые специалисты полностью погружаются в работу с ИИ и перестают взаимодействовать с живыми людьми. Это тупиковый путь.
«Такой подход резко сокращает межличностное общение и обмен знаниями внутри команды, что приводит к работе в информационных вакуумах и отсутствию разнообразия точек зрения», — подчеркивают авторы исследования.
Что делать: Регулярно делайте паузы в «одиночных сеансах с ИИ» для живого общения с коллегами. Запрашивайте обратную связь, учитывайте разные мнения и стимулируйте взаимное обучение в команде.
Как избежать этих ловушек?
Фари и Розани рекомендуют выработать особое «мышление эпохи генеративного ИИ» — принимать все возможности, которые предлагает ИИ, но сохранять человеческую вовлеченность и здоровую долю скептицизма.
Это включает:
- Выстраивание диалога с системами ИИ в разговорном формате
- Эксперименты с различными моделями искусственного интеллекта
- Ответственный подход к использованию технологии
- Постоянное обучение и совершенствование навыков
«Практические эксперименты помогают выявить возможности и ограничения технологии, эффективные методы использования, риски и способы их минимизации, — отмечают эксперты. — Исследовательский подход с постоянными вопросами "а что, если?" поможет вам раскрыть весь потенциал генеративного ИИ».
Развитие навыков работы с ИИ в команде
«Экспериментирование позволит понять, какие компетенции вашей команде необходимо развивать в первую очередь, — добавляют авторы. — Начните с тех областей, где ваши сотрудники сталкиваются с конкретными сложностями при использовании генеративного ИИ».
Знание техник составления запросов, «как базовых (простые формулировки), так и продвинутых (структурированные промпты), — это ключевой навык, с которого стоит начать повышение квалификации команды».
Многие компании создают «академии промптов» для обучения сотрудников и предоставляют платформы для обмена успешными практиками в формате «библиотек промптов».