Эмоциональный ИИ: может ли машина испытывать эмоции?
Молодые китайцы все чаще стали обращаться к DeepSeek за эмоциональной поддержкой, и многих доводит до слез искренность его ответов. Действительно ли ИИ понимает наши эмоции и испытывает ли он их сам?
Эмоции – результат сложных нейрофизиологических процессов, отражающий субъективные оценочные отношения организма к различным ситуациям.
Когда мы сталкиваемся с каким-либо стимулом (например, слышим звук), сенсорная информация от органов чувств передается в мозг. Далее информация обрабатывается в лимбической системе, выделяя нейромедиаторы (дофамин, серотонин и т.д.), регулирующие наше эмоциональное состояние.
В результате мозг объединяет информацию от различных рецепторов, создавая цельное осознанное восприятие окружающего мира; либо в случае угрозы информация сразу поступает в спинной мозг для рефлекторных действий.
Либет обнаружил, что мозг принимает решение выполнить действие за несколько миллисекунд до того, как человек это осознает. Так и эмоциональные реакции запускаются подсознательно до того, как мы осознаем их появление.
Эмоции - классная эволюционная фича, благодаря которой мы еще не вымерли. Также эмоции - целый язык, с помощью которого люди могут общаться, проявляя эмпатию - способность сопереживать эмоциональному состоянию другого.
Зеркальные нейроны активируются, когда мы наблюдаем за эмоциями других, позволяя нам «примерить» чужой опыт. Таким образом эмоциональный интеллект объединяет способности распознавать, интерпретировать и регулировать эмоции — как собственные, так и окружающих.
Конечно, эмоциональные процессы у человека и ИИ принципиально различаются по своей природе. У сегодняшнего ИИ нет ни нейромедиаторов, ни зеркальных нейронов, но значит ли, что ИИ не способен к «эмпатии»? Он способен ее имитировать (как и психопаты).
Исследователи оценили, насколько GPT-3.5 эмпатичен: он правильно идентифицирует эмоции в 91,7% случаев и отвечает параллельной эмоцией в 70,7% случаев. Хотя его эмпатия все же уступает среднему уровню здоровых людей, но превосходит показатели людей с аутизмом. А GPT-4 уже способна достаточно точно имитировать среднестатистическую эмоциональную реакцию человека.
Современные разработки в области эмоционального ИИ (аффективные вычисления) анализируют мимику, речевые паттерны и физиологические показатели, и демонстрируют высокую точность в распознавании базовых эмоций.
Большие языковые модели способны имитировать черты личности на основе теории «Большой пятерки» — экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, невротизма и открытости к новому опыту. Указывая в промте уровни этих характеристик, вы можете управлять эмоциональной реакцией ИИ-ассистентов. Также эмоциональные стимулы могут существенно влиять на стратегические решения ИИ-агентов в кооперативных играх.
Эмоциональный ИИ - это более естественный способ взаимодействия человека и машины. Он стал активнее применяться в маркетинге для персонализации рекламы. А чат-боты, анализирующие эмоции клиентов, увеличивают их удержание на ±27%. Внедрение эмпатичных агентов службы поддержки повышает удовлетворенность клиентов и укрепляет лояльность к бренду.
Но при этом эмоциональный ИИ несет риск манипуляций, подталкивая клиентов к покупке, даже если у человека изначально не было намерения принимать такое решение. Подобная манипуляция общественным мнением особенно опасна в политическом контексте.
Появляются и продукты для помощи в регулировании эмоций, например, разработанный моей командой Landao AI. А модель PaliGemma 2 от Google специально адаптирована под распознавание эмоций.
Распознавание эмоций в видеоиграх (например, используя EEG-шлем) может дать игрокам совершенно новый опыт, подстраивая сложность игры и ее сюжет под реакцию игрока. Эмоциональный ИИ также активно внедряется в образование, медицину и HR.
Конечно, ИИ не способен испытывать эмоции так, как это делает человек, но его умение анализировать наши эмоции дополняет нашу способность чувствовать себя и сопереживать другим, делая наши взаимоотношения друг с другом еще более «человечными».
Если вам интересна тема ИИ, подписывайтесь на мой Telegram-канал — там я регулярно делюсь инсайтами по внедрению ИИ в бизнес, запуску ИИ-стартапов и объясняю, как работают все эти ИИ-чудеса.