«Нейронке не нужно время, чтобы настроиться и собраться с силами»
Как Альфа-Банк обучил ИИ делать картинки в стиле бренда.
Что объединяет машину, глобус, самолёт и торт? Эти слова использовали дизайнеры Альфа-Банка, чтобы обучить нейросеть быстро генерировать картинки для продуктов банка, при этом точно попадать в корпоративный стиль. Как технологическое решение изменило их работу, сколько времени удаётся сэкономить, как следует ставить ТЗ, если исполнитель — нейросеть, и почему ИИ иногда обходит человека в креативности — читайте в этом материале.
Обучение и датасет из картинок
Как сэкономить время дизайнеру? Например, делегировать часть задач нейросети, которая умеет рисовать качественные картинки, делает это быстро и улавливает правила корпоративного стиля. Только как добиться этого от искусственного интеллекта?
Об этом подумали в команде Alfa AI, когда решили провести эксперимент: показать нейросети более сотни изображений и проверить, научится ли ИИ рисовать так же. Для обучения выбрали картинки, которые использовались в Alfa Only, премиальном сервисе Альфа-Банка: у него узнаваемый характерный стиль. Потом к каждой из картинок подобрали описание: описания тоже сначала генерировала нейросеть, а уже после этого их проверяли редакторы. Получились пары — из изображений и слов, которые потом «скормили» нейросети.
В качестве «слов-камертонов» выбрали машину, самолёт, глобус, торт и бокал. На этих своеобразных «тэгах» можно было легко проверить, как нейросеть справится с отрисовкой изображений, похожих на картинки для сервиса Alfa Only. Выбранные образы как раз хорошо сочетались с темами путешествий, вызова такси или, например, ресторанов с кешбэком.
Когда нейросеть обучилась и сгенерировала большое количество картинок, дизайнеры Альфы проанализировали её «ИИ-портфолио». Результат порадовал: только 30% изображений были с браком — обычно же при работе с искусственным интеллектом приходится отказываться от 80-90% сгенерированного материала.
«Обычно брак искусственного интеллекта — это когда картинку хочется отправить коллегам посмеяться. Такие “галлюцинации” нейросети, когда мы видим людей с шестью пальцами. Или в сюжете, где предполагалась пара, внезапно появляется третий человек. Но у нас была и своя высокая планка ожиданий — даже неправильную текстуру металла или не точно прорисованные отражения мы считали браком».
Как нейросеть стала рисовать «ачивки»
Обученную в Альфа-Банке ИИ-модель стали использовать дизайнеры, которые готовят картинки для разных банковских проектов и продуктов.
Например, в приложении Альфа-Банка за выполнение различных «заданий» клиент помимо реальных наград и бонусов получает «ачивки». Как правило, наградой становится выгодный кешбэк или скидки, но выглядит каждая «ачивка» как 3D-медаль с уникальным дизайном. Сейчас их около сотни, но чтобы выпустить одну — придумать визуальную метафору, отрисовать, согласовать, а потом загрузить в приложение, обычно нужно от трёх до пяти дней. Нейросеть ускоряет процесс.
«В креативных задачах нейросети уже стали незаменимыми помощниками для дизайнеров, маркетологов, редакторов — они автоматизируют рутинные задачи, анализируют большие объёмы данных и генерят креативные идеи. С одной стороны, это освобождает время для более стратегических и творческих решений. Но главное — использование нейросетей даёт импульс для творческого озарения, для новых идей и гипотез».
Как ИИ справляется с реальными задачами
Особенно хороша нейросеть при поиске метафор — когда нужно подобрать запоминающийся визуальный образ для иконки или виджета. Достаточно задать краткое описание, и нейронка предложит свои варианты.
Решение от ИИ может оказаться неочевидным, но удачным — поэтому так полезно привлекать нейронку к мозговому штурму. Например, вместо кулона-сердечка, разделённого пополам, нейросеть может внезапно нарисовать два пазла, которые должны соединиться — и такая метафора вдруг покажется оригинальнее.
Опытный нейродизайнер умеет использовать такие ключевые слова, чтобы ИИ справился с заданием успешно — и, наоборот, отказываться от формулировок, которые заведут нейросеть не туда.
Не обязательно составлять сложные ТЗ, чтобы добиться от нейронки релевантного результата. Достаточно показать удачный по стилю референс и подобрать точные ключевые слова. При этом, даже если картинки от нейросетей по каким-то причинам не подходят для конкретной задачи, они могут дать дизайнерам вдохновение и свежие идеи.
«Нейронке не нужно время, чтобы настроиться и собраться с силами. Поэтому иногда, когда нет креативного ресурса и не можешь придумать что-то оригинальное, обращаешься к нейросети — получаешь что-то, что выглядит очень свежо. ИИ не заменяет креативность, но становится катализатором для её роста, даёт новые инструменты для экспериментов, расширяет горизонты идей, позволяет сосредоточиться на наиболее вдохновляющих инновационных решениях».
Что дальше
На сегодняшний день нейросети изготовили уже более тысячи иллюстраций для Альфа-Банка. И в этом году это число вырастет ещё больше.
«В 2025 году мы ожидаем множество новых генеративных ИИ-инструментов и большой прогресс среди существующих. Уже сейчас мы довели долю ИИ-контента до 15% среди всех коммуникаций Альфа-Банка и планируем кратно увеличить этот показатель, генерируя не только картинки, но и текст, видео, концепты, архитектуру, музыку, рекламные кампании — любой контент».