Как искусственный интеллект, созданный для финтеха, внедряют в других сферах

Разбираем на примере ИИ-решений Альфа-Банка.

Как искусственный интеллект, созданный для финтеха, внедряют в других сферах

Искусственный интеллект постепенно проник во все ключевые процессы внутри Альфа-Банка, от оценки кредитных рисков до оптимизации логистики. Теперь банк выходит на внешний рынок, чтоб предложить свои технологические решения компаниям из различных сфер, от ритейла до энергетики.

Российские финтех-компании стали локомотивом внедрения ИИ-решений в процессы задолго до того, как это стали делать все остальные. Например, крупнейшая инвесткомпания мира BlackRock назвала ИИ одним из главных трендов только в 2025 году.

Один из лидеров в этом направлении — Альфа-Банк. Первые модели на базе искусственного интеллекта здесь начали использовать еще 20 лет назад, а в 2021 году создали Центр продвинутой аналитики — собственную фабрику по разработке и внедрению ИИ-решений. Изначально этот нейроконвейер был предназначен для внутренних заказчиков — разных подразделений банка. Однако успешные кейсы и высокая эффективность внутренних сервисов привели к заинтересованности со стороны внешних компаний. Сейчас банк рассматривает возможности масштабирования своих технологий и запускает пилотные проекты с партнёрами, строя амбициозные планы на ближайший год.

«Сегодня ИИ-решения, созданные Центром продвинутой аналитики, применяются более, чем в 30-ти подразделениях банка — всего более 500 моделей машинного обучения. Команда покрыла ими все ключевые процессы и выстроила процедуру создания ИИ-решений с любовью и с большим вниманием к качеству. Мы видим, что на внешнем рынке на такие продукты тоже есть спрос, но качественных предложений пока немного. Поэтому мы изучаем возможности адаптации наших технологий для внешних клиентов».

Алексей Каширин, директор Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка

Как устроена ИИ-фабрика Альфы и где банк использует эти решения

Как искусственный интеллект, созданный для финтеха, внедряют в других сферах

Чтобы использовать возможности искусственного интеллекта на максимум, в банке выстроили масштабируемую инфраструктуру, которая позволяет быстро создавать и внедрять новые модели. Этот процесс включает несколько этапов:

  • Команда развития источников данных изучает источники данных, подключает и анализирует необходимые из них.
  • Дата-инженеры готовят витрины и фичи, которые можно использовать в моделях.
  • Дата-сайентисты разрабатывают сами модели. Разные команды выполняют задачи для своих доменов в едином стандарте.
  • Отдел аналитики качества проверяет решение и выдает заключение: работает ли модель с необходимой для принятия решений точностью.
  • Сервис внедряют в реальные процессы и дорабатывают по мере необходимости.

Например, Альфа полностью перевела на модельный подход весь процесс розничного кредитования. Благодаря ИИ-решениям банк быстро и точно оценивает надежность заёмщиков и предлагает каждому индивидуальные условия по кредитам. В итоге количество заключенных договоров растёт при высоком качестве обслуживания кредита.

То же самое — с кэшбэком: благодаря ИИ его сделали индивидуальным. Если раньше условия для всех были одинаковыми, то теперь модель предлагает оптимальные категории повышенного кэшбэка на основе анализа операций по карте и других параметров. В итоге лояльность клиентов растет, и они расплачиваются картой Альфа-Банка чаще.

С помощью высоконагруженных вычислений Альфа усилила транзакционный антифрод. ИИ-решение мониторит операции в режиме реального времени — и каждый час обрабатывает сотни тысяч платежей, переводов и других транзакций. В итоге выявление подозрительных операций выросло на треть, а количество ложных сигналов сократилось на 40 процентов.

Кроме того, Альфа автоматизировала прогноз прибыли от каждого клиента на всём горизонте взаимодействия, перевела 100% обращений клиентов в чат-бот на модели собственной разработки, а также покрыла все продукты для малого и среднего бизнеса моделями склонности. И всё это — далеко не полный список.

Как Альфа-Банк вышел на внешний рынок ИИ-решений: первые проекты

Как искусственный интеллект, созданный для финтеха, внедряют в других сферах

ИИ-решения уже доказали свою эффективность в финансовом секторе, но потенциал их применения значительно шире. Например, в ритейле они помогают прогнозировать спрос и оптимизировать ассортимент, в логистике — строить оптимальные маршруты и управлять складскими запасами, а в энергетике — повышать эффективность использования ресурсов и прогнозировать нагрузку на сети.

Альфа-Банк рассматривает возможности адаптации своих технологий для подобных задач и ведёт переговоры с компаниями из разных отраслей. Например, голосовой помощник и автоматический анализ отзывов клиентов избавляют специалистов от рутины и повышают эффективность работы. Сервис маркетинговой аналитики помогает составить портрет клиента и понять позиции бренда на рынке. Health-Check — прогнозировать бизнес-показатели, отток клие��тов и их склонность к продукту. А геоаналитика — принимать решения о выборе локации для открытия точки и оптимизировать логистику.

«Всё началось с простой мысли, которая пришла на фоне успешного внедрения ИИ-решений в Альфе: “давайте посмотрим, что мы можем предложить внешним заказчикам”. Проанализировав свои разработки и потребности рынка, мы поняли, что пересечений огромное количество. Например, — без ложной скромности — у Альфы очень хорошее решение в части геоаналитики, а геоаналитика нужна всем. Так в 2023 году у нашей команды возникла идея предлагать наши разработки, инфраструктуру и экспертизу другим компаниям».

Алексей Каширин, директор Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка

Отдельное внимание уделяется чат-боту Альфа-Банка, который три года подряд занимает первое место в сравнительном исследовании чат-ботов в мобильных банках от MarksWebb. Это решение востребовано не только в банковской сфере, но и в других отраслях, где важно оперативное и качественное взаимодействие с клиентами. Интеллектуальный чат-бот способен обрабатывать запросы в режиме 24/7, снижать нагрузку на контактные центры и повышать удовлетворённость клиентов за счёт персонализированных ответов. Благодаря встроенным алгоритмам анализа, он также помогает выявлять ключевые темы обращений и улучшать клиентский сервис. Сейчас к этому решению проявляют интерес компании из разных сфер, и Альфа ведёт переговоры о возможных совместных запусках с рядом партнёров.

Банк не ограничивается ответами на входящие запросы компаний — команда активно ищет потенциальных заказчиков, анализируя, каким бизнесам могут быть полезны те или иные технологии. Так было с сетью фитнес-клубов, которой Центр продвинутой аналитики при помощи геоаналитических сервисов помог подобрать оптимальные локации для открытия новых клубов, сравнив геоточки между собой и построив портрет потенциальной аудитории.

А для сервиса доставки продуктов Альфа адаптирует логистический сервис, который автоматически строит оптимальные маршруты для курьеров.

«Наше ИИ-решение по маршрутизации актуально для любой компании, где есть курьеры. Но взять и внедрить сервис “как есть” не получится: нужно его адаптировать под специфику бизнеса. Например, специфика доставки банковских карт в том, что много заказов отменяются или переносятся день-в-день. У доставки продуктов свои нюансы. Чтобы их понять, мы запрашиваем у клиента массив данных, изучаем его и адаптируем решение».

Алексей Каширин, директор Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка

К задачам заказчиков ИИ-команда Альфы относится гибко — и в каждом случае предлагает оптимальный вариант взаимодействия. В зависимости от ситуации это может быть готовое коробочное решение, кастомизация базового продукта, который успешно используется в банке, или разработка новых моделей под заказ. Еще одно направление — консалтинг, когда специалисты Центра продвинутой аналитики делятся экспертизой с ИТ-департаментами компаний-клиентов.

Что дальше: планы на 2025 год

Как искусственный интеллект, созданный для финтеха, внедряют в других сферах

К концу 2024 года Альфа реализовала несколько пилотных проектов для внешних заказчиков и в ходе исследований убедилась в том, что спрос на ИИ-сервисы банка есть. В ближайшее время Альфа-Банк планирует продолжить исследования рыночного спроса и обсуждение с партнерами сценариев применения ИИ-решений. В планах на 2025 год — развить направление и поставить работу с внешними заказчиками на поток.

Для этого прямо сейчас специалисты Центра продвинутой аналитики встречаются с представителями крупных компаний из разных отраслей — от ритейла до медицины — и выясняют, какие из их потребностей и как именно можно решить с помощью ИИ-сервисов.

«Наша ближайшая задача — выделить самые перспективные решения Альфы и понять, как их адаптировать для компаний из разных секторов. В будущем этот анализ может пригодиться для разработки полностью новых решений, которые не нужны Альфе в силу специфики бизнеса, но при этом востребованы в других отраслях, будь то промышленные производства или ретейл».

Алексей Каширин, директор Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка

Развивая направление внешней монетизации дата-сервисов и ИИ-решений, Альфа-Банк не просто предоставляет доступ к технологиям, но и делится экспертизой, помогая компаниям стать более технологичными, конкурентоспособными и устойчивыми в условиях цифровой трансформации.

17
2
42 комментария