Накрутка поведенческих факторов?
Расследование аномальных явлений в счётчиках Яндекс Метрики и Гугл Аналитики. Требуется ваше мнение, дамы и господа.
Неделю назад ко мне обратилась владелица многопрофильной клиники с просьбой оценить результаты работы крупного диджитал-агентства, которое занималось SEO-продвижением сайта в течение года, и директолога, который занимался контекстной рекламой.
Пару дней у меня ушло на получение доступов к счётчикам и кабинетам вебмастеров. Оказалось, что у агентства был доступ только к своему счётчику Яндекс.Метрики, счётчик Гугл Аналитики и кабинеты Вебмастеров им для работы были не нужны.
Два счётчика Яндекс Метрики
Посмотрев сайт в режиме проверки целей, я обнаружил два счётчика Яндекс Метрики на сайте.
Как оказалось, агентство не знало о существовании второго счётчика и никогда не использовало режим проверки целей.
Для взаимопонимания введём термины:
- 1-й счётчик - счётчик Яндекс Метрики, о котором агентство не знало и не настраивало;
- 2-й счётчик - счётчик Яндекс Метрики, который установило и настроило агентство.
Сравним показания счётчиков по посетителям за один год:
Видим, что показания счётчиков не совпадают, и с марта на апрель наблюдается резкий скачок на 1-м счётчике. В марте агентство начало активную работу.
Рост процента отказов
Такие же резкие изменения с марта на апрель произошли в показателе отказов:
Проверил настройки счётчиков:
- Оба счётчика получают данные только с нужного домена;
- Оба счётчика установлены на всех страницах сайта;
- 1-й счётчик установлен через Google Tag Manager, 2-й - вставлен непосредственно в код сайта.
- Во 2-м счётчике настроена фильтрация по IP-адресам и целым интервалам IP-адресов.
При этом некоторые интервалы заданы не так, как указано в справке Яндекс Метрики, что со слов Данилы из поддержки Метрики неправильно:
Как интерпретируется некорректная запись 77.XX.XXX.82—93 он так и не ответил (вместо XX в реальности записаны цифры).
Аномалии Google Ads
Если разбить всех посетителей по источникам, и добавить данные счётчика Google Analytics, то получается интересная картина:
Что мы видим:
- Органический трафик совпадает, но Google считает по-другому.
- Трафик с Яндекс Директ совпадает во всех трёх счётчиках.
- Трафик с Google Ads на 1-м счётчике зашкаливает. При этом данные 2-го счётчика, Google Analytics и отчёта Google Ads совпадают (при этом Analytics не был синхронизирован с Ads).
Поскольку Google Ads точно знает, сколько было рекламных переходов, то получается, что 1-й счётчик зарегистрировал переходы с ненастоящими UTM-метками рекламной системы Google Ads.
Отказы в Google Analytics
В счётчике Google Analytics процент отказов тоже резко вырос, но вырос он с марта на апрель, а с сентября на октябрь. При этом всплеска посетителей, как вы видите, нет.
Сравниваем данные с 3-х счётчиков
Сравним данные по посетителям с 3-х счётчиков:
Получается, что 2-й счётчик и Google Analytics общий трафик считают одинаково.
Сравним показатели отказов с 3-х счётчиков:
Видим, что в августе что-то произошло, и данные по отказам с 1-го счётчика и счётчика Google Analytics через некоторое время сравнялись.
Изменились, скорее всего, алгоритмы Аналитики, поскольку настройки никто не трогал. Ну или алгоритмы накрутки, если таковые всё-таки были.
Что говорит агентство?
Сначала агентство говорило, что счётчики настроены неправильно.
Потом они говорили, что 1-й счётчик грузится быстрее, т.к. встречается раньше в коде сайта. Аргумент, что оба счётчика грузятся асинхронно (браузер не ждёт загрузку одного скрипта, чтобы продолжить работу), прокомментирован не был.
Потом они говорили, что IP-адреса, с которых приходят "отказники" не входят в их настроенные фильтры. По данным Яндекс Метрики так и есть, если не учитывать некорректную настройку интервалов IP-адресов.
Данные Метрики по IP-адресам посетителей, пришедших с UTM-меткой Google Ads:
Некорректно настроенные фильтры:
Данил сказал, что нужно интервалы задавать одним из следующих способов:
- 77.XX.XXX.82—77.XX.XXX.93
- 77.XX.XXX.82/93
А теперь, вдруг, "отказники" пропали:
Сегодняшняя позиция агентства — это не мы, это ваш директолог что-то мутит.
Промежуточные итоги
- Как только диджитал-агентство по SEO и директолог начали работу, резко увеличилась посещаемость на "скрытом" счётчике Метрики и так же резко выросли отказы до 80%.
- Google Analytics зафиксировал всплеск отказов до 60% через 5 месяцев работы. При этом всплеска по посещаемости не было.
- Агентство, судя по информации техподдержки Яндекс Метрики, некорректно настроило свой счётчик, на котором никаких всплесков нет.
- Всплеск вызван переходами с UTM-метками Google Ads. При этом эти метки не принадлежат реальным рекламным кампаниям Google Ads.
- Как только агентство и директолог узнали о существовании первого счётчика, отказы и посещаемость по первому счётчику поползли вниз.
Я уверен, что здесь что-то нечисто. SEO-агентство реально вывело на первую страницу сайт по некоторым целевым запросам. Но субъективно сайт просто ужасен: переспамленные махровые SEO-тексты, картинки из фотостоков, страницы по 20+ Мб.
Я думаю, что это накрутка поведенческих факторов. Накрутка как-то связана с UTM-метками Google Ads. Целых 5 месяцев накрутчикам удавалось скрываться от Google Analytics.
Что говорит Яндекс
Собрав материалы, я отправил их Елене Першиной — медийное лицо Мастерской Яндекса. Елена отправила меня в саппорт. Саппорт ответил в своём армейском духе:
Так что, если кто-то со стороны Яндекса может помочь завершить расследование — мы всем vc.ru будем только рады!
А что думаете вы? Может, это моя паранойя? Может, это директолог что-то мутит? Или какой-нибудь веб-сервис сканирует сайт?